Художник и дизайнер из Турции Зеки Бешто посетил КБГУ
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова посетил известный адыгский художник и дизайнер из Турции Зеки Бешто.
Зеки приехал в Кабардино-Балкарскую Республику для проведения своей персональной выставки «Шыхэмрэ Дамыгъэхэмрэ» (Кони и тамги). Ректор КБГУ Юрий Альтудов, осмотрев ее, восхитился работой и талантом художника.
В Арт-Центре Madina Saral’p, где и проходила выставка, Зеки провел несколько мастер-классов для студентов КБГУ. После чего дизайнер сам прибыл в университет. Прогулявшись по вузу, он побывал в Центре адыгской культуры, где его радушно встретили, угостили национальными сладостями, а студенты исполнили песни и сыграли на старинных адыгских музыкальных инструментах. Также гость посетил национальный музей КБГУ. Здесь ему показали древние артефакты черкесов, найденные на территории республики.
«Мне приятно находиться в таком прекрасном храме науки. Уверен, что здесь работают специалисты высокого класса и учатся достойные студенты. Непременно хочу приехать сюда еще раз», – поделился своими впечатлениями дизайнер.
Зеки является художником широкого профиля: он работает и с металлом, и с кожей, и с деревом, и с текстилем. В его руках материал преодолевает свою однозначность и становится способом высказывания, выражения собственной эстетики. Творчество Зеки Бешто – это не декоративно-прикладное искусство, оно перерастает этот этап, и можно смело утверждать, что его изделия – вещи «от кутюр».
ЗЕКИ БЕШТО – мастер изящных нюансов!
О чем бы ни говорил житель Стамбула Зеки БЕШТО, точкой отсчёта и местом, где завязался узел его творческого Духа, остаются его историческая Родина, его язык и его детство.
Речь и мышление Зеки пронизаны аллегориями, кажется, он ими не только думает, но и дышит. К чему бы ты ни прикоснулся из того, что создал Зеки БЕШТО, все с тобой говорит, и говорит на родном языке.
В создании предметов присутствует магия, и в момент материализации задуманного осуществляется ’’событие” мастера и исходного материала. Зеки расширяет горизонты простого прикладного ремесла, позволяет материалу: металлу, коже, текстилю, дереву — говорить с ним на скрытом языке. Материал позволяет себя почувствовать и переродить ”в другое”.
В мире, где рукотворная идея стала умирать, настоящих мастеров в области ремесла остается все меньше и меньше. Мода стала ’’товаром каждого дня”. Понятие элитарной моды девальвировано. Предметы, вещи, утварь становятся “штампованной” продукцией.
Дилеммой для многих дизайнеров является вопрос синхронизации красоты и функциональности. Зачастую созданные предметы являются атрибутом выставочного пространства и предназначены лишь для демонстрации собственных фантазий. Изделия Зеки жизнеспособны, их хочется трогать, носить.
На работы Зеки приятно смотреть, рассматривать, всматриваться и находить новые детали — эстетика предметов для внимательного зрителя многослойно раскрывается. Он мастер изящных нюансов! Особой печатью качества его изделий является Изнанка, она на редкость самодостаточна и имеет своё собственное лицо.
Обувь, одежда, пояса, ювелирные изделия с налетом этношика всегда “немного чересчур”. Но при этом убедительно выдержаны автором по стилю и концепции, наполнены кавказским магнетизмом без лубочного. Они для рафинированного потребителя, предпочитающего “что-то особенное”
Этнические ноты часто становятся источником вдохновения известных модных домов. Такие проявления можно сравнить “с лёгким увлечением или флиртом”. Свежо зазвучавшая тенденция кавказской моды утопает в потоке новых трендов. Истинная приверженность к традиционному рождается только через настоящую любовь и принадлежность к народу, чья культура является для тебя основанием. Для Зеки способом самоидентификации в глобальном мире стал костюм, музыка и язык его народа. Являясь человеком с европейским мышлением, он в первую очередь остаётся Адыгом. Пытаясь сохранить, он приумножает, не превращая костюм и его историю в затвердевшую музейную утварь.
Шебзухо Астемир, выпускник КБГУ