КБГУ в проекте «ДНК России». Всероссийский форум по психологии и образованию в ЭУНК КБГУ
Свыше 500 российских и зарубежных учёных, преподавателей вузов и колледжей, педагогов общеобразовательных школ, аспирантов, магистрантов и студентов из России, Белоруссии, Молдавии, Германии, Испании и Сербии объединил VI Всероссийский форум с международным участием «Психология и образование: опыт, перспективы, инновации», начавший свою работу 26 сентября 2024 года в Эльбрусском учебно-научном комплексе Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова.
С пожеланиями успешной работы к участникам форума обратилась директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ Ольга Михайленко:
«Уже в шестой раз мы собираемся здесь, в самом живописном месте нашей республики, для обсуждения перспектив развития современного образования, анализа актуальных тенденций развития психологической теории и практики в сфере образования, обмена опытом и поиском новых путей интеграции. И сегодня особый акцент будет сделан на участии нашего университета вместе с другими 20 вузами страны в эксперименте по актуализации дисциплины «Педагогика» под руководством директора педагогического института Вятского государственного университета Галины Симоновой и дисциплины «Психология» под руководством директора института педагогики, психологии и социальной работы Сибирского федерального университета Олеси Волковой. Уверена, что цели и задачи, поставленные нашим форумом, будут успешно реализованы».
Доктор педагогических наук, доцент Вятского государственного университета Галина Симонова отметила, что ежегодный педагогический форум, организованный КБГУ, это всегда уникальное событие, в рамках которого происходит знакомство с новыми научными исследованиями в области педагогики и психологии.
«Научная коммуникация развивает каждого. Мы действительно находим в рамках работы конференций единомышленников, людей, которых волнуют те же проблемы, готовых поделиться опытом или вместе найти оптимальные способы решения этих проблем»,
– считает Галина Ивановна.
В рамках пленарной части в докладах ученых педагогов и психологов освещались такие вопросы, как психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования; психолого-педагогические аспекты формирования культуры здоровья студентов c ОВЗ и инвалидностью; динамика развития субъективного контроля и его влияние на профессиональное саморазвитие студентов, будущих учителей начальной школы; формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности у обучающихся классов психолого-педагогической направленности.
В выступлении директора ИППиФСО КБГУ Ольги Михайленко было отмечено, что открытие классов психолого-педагогической направленности в общеобразовательных организациях является одним из условий по преодолению дефицита квалифицированных педагогических кадров в системе образования Кабардино-Балкарской Республики.
«Это помогает сформировать у школьников верное представление о педагогической профессии, отношение к учителю как профессионалу, сориентировать их в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, стимулировать самопознание, развивать профессиональные интересы, обеспечить соотнесение собственных возможностей с представлениями о профессии. При этом огромное значение имеет сетевое взаимодействие, которое обеспечивает расширение педагогического образовательного пространства школ и организацию совместной творческой деятельности всех лиц, заинтересованных в ориентации школьников на профессию педагога»,
– пояснила Ольга Ивановна.
Ключевым мероприятием форума стал круглый стол «Актуализация дисциплины «Педагогика» для студентов непедагогических направлений подготовки», на котором директор пединститута ВятГУ Галина Симонова представила отчет об участии в эксперименте в рамках проекта «ДНК России», реализуемого во исполнение поручения Президента Российской Федерации и при поддержке Минобрнауки.
«В ноябре 2022 года был подписан Указ Президента России, утвердивший сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в качестве стратегического приоритета внутренней политики Российской Федерации. Одним из направлений реализации этого Указа стал проект «Духовно-нравственный код России», предусматривающий разработку и включение в образовательные программы высшего образования модуля «Основы российской государственности», а также актуализацию и синхронизацию всех социально-гуманитарных дисциплин с учетом основ и принципов модуля. Министерство науки и высшего образования запланировало на 2024/2025 учебный год апробацию актуализированных программ социально-гуманитарных дисциплин, в том числе курса «Педагогики» для непедагогических направлений подготовки, и ответственным за это направление был назначен наш – Вятский государственный университет.
В марте нынешнего года состоялась научно-практическая конференция, посвященная вопросам актуализации дисциплины «Педагогика» с участием более 200 учёных и преподавателей из 42 регионов России. По результатам работы конференции и последующих обсуждений с привлечением экспертов был подготовлен проект учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогика» для непедагогических направлений подготовки. В учебном пособии «педагогика» раскрывается как системообразующая дисциплина среди социально-гуманитарных наук о человеке. Методологически и содержательно курс гармонизирован с дисциплиной «Основы российской государственности» и исходит из ключевой идеи о цивилизационной самобытности России, проявляющейся, в том числе, и через эволюцию её уникального опыта в сфере образования и воспитания, существенно обогатившего мировую педагогическую теорию и практику»,
– рассказала Галина Симонова.
Ольга Михайленко добавила, что благодаря коллегам из ВятГУ ведущих сотрудников ИППиФСО включили в экспериментальную группу по актуализации учебника «Педагогика». Студенты КБГУ одни из первых познакомятся с курсом «Педагогика», разработанным в рамках проекта «ДНК России». В подготовке пособия активное участие принял доцент ИППиФСО Тимур Паштов. Апробация курса в КБГУ пройдет в ходе реализации социально-гуманитарной дисциплины «Педагогика и психология», формирующей основы педагогических знаний, на базе института химии и биологии. 4 группы студентов 2 и 3 курсов будут осваивать дисциплину с использованием разработанного учебно-методического комплекса «Педагогика».
В продолжение сказанного Тимур Паштов поблагодарил Галину Симонову за интересную совместную работу над новым учебным пособием и выразил уверенность в том, что оно станет серьезным подспорьем для всех преподавателей как педагогических, так и непедагогических направлений.
Работа в секциях продолжилась по пяти научным направлениям «Психолого-педагогические технологии в воспитании традиционных духовных ценностей», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями», «Психология здоровья в образовании», «Психологическая помощь семье в воспитании ребенка», «Психология профессионального развития педагога».
По итогам форума, который завершится сегодня, будет подготовлен электронный вариант сборника статей с присвоением ему номера ISBN и регистрацией в РИНЦ.