Сотрудники Педагогического института КБГУ о психологическом значении почерка
Почерк является одним из способов самовыражения личности. В ее особенностях проявляется многогранная связь между мозгом и движениями человека, где психика играет опосредующую роль. Именно поэтому в почерке проявляются особенности психики. В первую очередь это психофизические свойства. Скажем, нервно-психический тонус проявляется в степени нажима, направлении строчек. Если строчка поднимается вверх это свидетельствует о хорошем тонусе, работоспособности. Эмоциональная неуравновешенность, нервозность проявляется в неровности почерка, ее угловатости. Интроверсия (направленность на свой внутренний мир) проявляется в отделенных друг от друга буквах, связь между буквами, наоборот, свидетельствует об экстраверсии (направленности на внешний мир социальных связей).
В почерке проявляются и множество разнообразных черт характера. Например демонстративность и стремление быть в центре внимания проявляется в завитушках и украшениях букв. Склонность к экономии и скупость проявляется оставлении полей с внутренней стороны и стремлении как можно больше уместить на листе. Щедрость проявляется в размашистом крупном почерке. Правильный и аккуратный почерк свидетельствует о конформизме и несамостоятельности.
Но психодиагностика по почерку – это лишь один из аспектов сложной и многогранной связи между мозгом, психикой и движениями. Есть и другой – не менее важный аспект – воздействие движений на структуры мозга. Это воздействие особенно важно в детстве, при формировании письменных навыков. Сложные комплексы движений, которые осваивает ребенок, обучаясь письму, приводят к развитию соответствующих структур мозга. Именно поэтому важно, чтобы ребенок в соответствующем возрасте обучился письму, а не простым и унифицированным движениям печатания на компьютере.