В КБГУ может быть запущен проектно-образовательный конвейер разработки инновационных лекарств
Об этом заявил доктор химических наук, профессор МФТИ и РУДН, главный научный сотрудник ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН, руководитель направления разработки инновационных лекарств ООО «НИИ ХимРар» Константин Валерьевич Балакин по итогам онлайн-лекции в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова.
«Константин Валерьевич – известный учёный в области конструирования инновационных лекарственных соединений-аналогов, и мы планируем вместе с ним развить в нашем университете это научное направление»,
– отметила проректор по НИР КБГУ профессор Светлана Хаширова, представляя спикера слушателям из числа преподавателей и студентов химико-биологических направлений.
Профессор сделал акцент на необходимости разработки собственных лекарственных средств, опирающейся на имеющуюся научную и кадровую инфраструктуру, и рассказал про концепцию, методологию, практические вопросы организации проектно-образовательного конвейера на базе университета.
«В настоящее время существует ряд серьезных угроз для отечественной фармацевтической отрасли и здравоохранения в целом, а именно: преобладание на отечественном фармрынке дженериковой модели, которая в стратегической перспективе ведет к деградации отрасли, зависимость национального фармрынка от зарубежных поставщиков, преимущественно изнедружественных России стран, причем в первую очередь – в наиболее высокомаржинальном сегменте инновационных лекарств»,
— подчеркнул К.В. Балакин.
Учёный отметил, что с начала 2022 г. ведущие зарубежные фармкомпании остановили регистрационные клинические исследования своих инновационных лекарственных препаратов в России, что фактически означает невозможность официальных поставок этих препаратов в нашу страну. Как следствие, это уже сейчас ведёт к дефициту на рынке России инновационных лекарств последних поколений.
У Константина Балакина есть конкретные предложения по решению этих проблем. Прежде всего необходимо в приоритетном порядке уделять внимание практико-ориентированным исследованиям, результатом которых являются конкретные инновационные наукоемкие продукты и технологии, внедряемые в реальные сектора экономики.
Он также подчеркнул значимость внедрения проектно-образовательных циклов в российских университетах для трансформации научно-исследовательской и образовательной политик на примере цикла по разработке лекарственных средств типа «следующие в классе».
«Проектно-образовательные конвейеры представляют собой инновационный подход в университетском образовании, который позволяет синхронизировать учебный и проектный потоки на базе межвузовской коммуникации. Развиваясь в рамках этой технологи, молодой специалист не только получает целостное понимание процесса разработки нового лекарства, но и создает реальный лекарственный кандидат, который будет потенциально востребован здравоохранением и рынком. Примером конкретных действий науки и государства в указанных направлениях является массовое внедрение в академических институтах и университетах проектно-образовательных конвейеров по конструированию и разработке лекарственных аналогов»,
– пояснил ученый.
По его мнению, при условии систематической реализации подобной идеи, каждый российский университет, работающий по химико-биологическим направлениям, способен ежегодно генерировать несколько жизнеспособных лекарственных кандидатов, востребованных рынком и здравоохранением. Еще одним ценным результатом станет приобретение будущими молодыми специалистами интегрального, целостного понимания процесса разработки нового лекарства.
Отметим, что при поддержке ГК «ХимРар» в ряде ведущих российских университетов – МФТИ, Университете Сириус, СамГМУ, МГУ, ИГХТУ и других уже запущены инициативы подобного рода.
Как сообщила Светлана Хаширова, уже в следующем году в КБГУ будет запущен проектно-образовательный конвейер по разработке инновационных лекарств для долголетия.