Кавказология. 2018. №3_Текуева М.А., Нальчикова Е.А.
Правильная ссылка на работу:
Текуева М.А., Нальчикова Е.А. Надмогильные памятные знаки у народов Северо-Западного и Центрального Кавказа // Электронный журнал – Кавказология. – 2018. – №3. – С. 69-92. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2018-3-69-92
УДК 39 (479)
DOI: 10.31143/2542-212X-2018-3-69-92
НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ У НАРОДОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА[1]
М.А. ТЕКУЕВА
Е.А. НАЛЬЧИКОВА
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, № 173
E-mail: tekuevamadina@gmail.com, elenalchik@yandex.ru
Аннотация. В статье систематизируются типы погребений и надгробных сооружений у адыгов с древнейших времен до ХХ века. Исследование основано на данных археологии и этнографических материалах авторов. Основная цель статьи состоит в обзоре наиболее значимых способов захоронения и оформления места погребения. В результате проведенного анализа установлено, что погребальный обряд у ряда народов Северного Кавказа изменялся на протяжении столетий, при этом его прежние формы сохранялись в народной памяти. Виды памятных знаков на могиле – надгробных сооружений – сохраняют относительно стабильный характер в течение последних трех столетий. Изучение кладбищ в Шапсугии, Адыгее, Кабарде и двух черкесских селениях Израиля позволяют сделать выводы, с одной стороны, о единой основе погребальной культуры адыгов, с другой – о наличии локальных особенностей во внешнем оформлении надгробия у западных и восточных адыгов. Важными представляются также выводы о традиции гендерной символики и о приоритете этнических элементов над религиозными в орнаментальном украшении памятника, что выражается в постоянном характере первых и преходящем – вторых.
Ключевые слова: топос смерти; способы захоронения; оформление места погребения; адыги; памятные знаки; антропоморфные надгробия; гендерная атрибутика; курган; кенотаф; мавзолей; этническое сознание.
GRAVE MEMORIALS OF THE PEOPLES OF THE NORTH-WESTERN AND CENTRAL CAUCASUS
M.A. TEKUEVA
E.A. NALCHIKOVA
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky st., 173
E-mail: tekuevamadina@gmail.com, elenalchik@yandex.ru
Abstract. The types of burial and grave constructions among the Circassians from the earliest time till 20th century are systematized in this entry. This study is based on the data of archeology and the authors’ ethnographic materials. The main objective of the entry consists in review of major types of burial and arrangement of gravestones. In consequence of analysis, it was found, that obsequies among the peoples of the North Caucasus have been changed over the centuries, herewith the earlier forms remains in the peoples memory. Types of memorial signs on the grave – gravestones – have remained relatively stable over the past three centuries. The study of cemeteries in Shapsugia, Adygea, Kabarda and two Circassian villages of Israel make it possible to draw conclusions, on the one hand, on a single basis of the burial culture of the Circassians, on the other hand, about the presence of local characteristics in the external design of the gravestone from the western and eastern Circassians. It’s important that the conclusions about the tradition of gender symbolism and the priority of ethnic elements over religious elements in the ornamental decoration of the monument. It is expressed in the constant nature of the Ethnic elements and the transitory character of religious elements.
Key words: topos of death; ways to burial; arrangement of burial place; circassians; memorial signs; anthropomorphical gravestones; gender symbols; mound; cenotaph; mausoleum; ethnic awareness.
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований, проект № 17-01-00147-ОГН «Этнография смерти: этнокультурные взаимовлияния в повседневной практике полиэтничного населения Северного Кавказа»