Кавказология. 2019. №3_Гутов А.М.

Дата создания: 17.10.2019
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Гутов А.М. Эволюция архетипической структуры в адыгском историко-героическом эпосе // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 3. – С. 240-249. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-3-240-249

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

УДК 398.2+398.8

DOI  10.31143/2542-212X-2019-3-240-249

 

ЭВОЛЮЦИЯ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ В АДЫГСКОМ ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ

А.М. ГУТОВ

Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр РАН»

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: adam.gut@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема эволюции архетипической структуры, перешедшей из мифа в архаический эпос и сохраняющейся вследствие адаптации к изменениям социокультурного и мировоззренческого характера. С опорой на сюжеты историко-героических сказаний, возникших на относительно поздней стадии продуктивной жизни народного эпоса, исследуются этапы эволюции мотива чудесного рождения героя. Обращается внимание на поступательные изменения в общественном сознании, которыми обусловлен переход мифологического нарратива в область художественного творчества, анализируются различные формы воплощения архаической модели повествования, непосредственно в связи со стадиальными изменениями в области мировосприятия и характера отражения действительности. Устанавливается, что и рассматриваемый мотив, и некоторые другие, зародившиеся как способы межпоколенной трансмиссии верований, могут иметь связь с ритуалoм инициального характера. Секуляризация мифологического нарратива не отрывает мотив от исходной системы мировосприятия. Поэтому в раннем типе эпоса мотив может оставаться по форме предельно близким к мифу. Но она же усиливает в повествовании эстетическую функцию, благодаря чему в поздних эпических циклах структура обретает новое оформление, сообразуясь с эволюционными процессами в области восприятия.

Ключевые слова: эволюция; нарратив; Андемиркан; народный эпос; миф; секуляризация.

 

THE EVOLUTION OF ARCHETYPAL STRUCTURE IN ADYGHE HISTORICAL-HEROIC EPIC

A.M. GUTOV

Institute of humanitarian researches – branch of FSBSE «Federal Scientific Center «Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

360000, KBR, Nalchik, Pushkin st., 18

E-mail: adam.gut@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of the evolution of the archetypal structure, which passed from myth to archaic epic and preserved due to the ability to adapt to changes in socio-cultural and ideological character. Based on the plots of historical and heroic tales that arose at a relatively late stage of the productive life of the folk epic, the main stages of the evolution of the motive of the miraculous birth of the hero are investigated. Attention is drawn to the progressive changes in public consciousness, which caused the transition of mythological narrative in the field of artistic creativity, then analyzes the various forms of implementation of the archaic model of the narrative, directly in connection with the stadium changes in the perception of the world and the nature of the reflection of reality in the genres of folklore. It is established that both the motive in question and some others, which originated as methods of intergenerational transmission of beliefs, must have been originally included in the ritual of an initial character. The secularization of the mythological narrative does not separate the motive from the original system of perception of the world. Therefore, in the early type of epic, the motif may remain in form extremely close to the myth. But it still enhances the aesthetic function of the narrative, so that in the later epic cycles, the initial structure acquires a new design, in accordance with the evolutionary processes in the field of perception.

Keywords: evolution; narrative; Andemyrcan; folk epos; myth; secularization.