Кавказология. 2019. №4_Тхамокова И.Х.

Дата создания: 26.12.2019
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Тхамокова И.Х. Ленинский учебный городок и модернизация культуры кабардинцев и балкарцев // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 4. – С. 63-75. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-4-63-75

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

УДК 39:94 (470.64)

DOI 10.31143/2542-212X-2019-4-63-75

 

ЛЕНИНСКИЙ УЧЕБНЫЙ ГОРОДОК И МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

И.Х. ТХАМОКОВА

Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»

36000, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: omarakana@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется роль Ленинского учебного городка, созданного в Нальчике в 1924 г., в модернизации культуры кабардинцев и балкарцев. При этом культура понимается в самом широком смысле этого слова, т.е. включает в себя не только систему ценностей или литературу и искусство, но также и материальную культуру, и обычаи, и обряды. Целью учебного городка было как обучение специалистов, «национальных кадров», так и воспитание «новых кабардинцев, новых балкарцев». Выпускники учебных заведений городка не только сыграли важную роль в ликвидации неграмотности, развитии системы образования, в становлении кабардинской и балкарской литературы и искусства, но и являлись примером нового образа жизни, новых ценностей, новой материальной культуры. Советский вариант модернизации культуры характеризуется быстрыми темпами и использованием насильственных методов при ее проведении. Курсантам Ленинского учебного городка пришлось не только самим отказаться от многих ценностей традиционной культуры, но и вести с ними непримиримую борьбу, которая, в конечном счете, завершилась победой новых форм культуры.

Ключевые слова: Ленинский учебный городок; кабардинцы; балкарцы; культура; модернизация.

 

THE LENIN’S SCHOOL CAMPUS AND THE MODERNIZATION OF KABARDIAN AND BALKAR CULTURE

I.H. TKHAMOKOVA

The Institute for the Humanities Research – affiliated of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

360000, KBR, Nalchik, Pushkin st., 18

E-mail: omarakana@mail.ru.

Abstract. This article investigates the role of the Lenin’s Campus, opened in the city of Nalchik in 1924, in the modernization of Kabardian and Balkar culture. With that, the culture is seen in the widest sense of this word, i.e. includes not only the statement of values or literature and art, but also the material culture, customs and ceremonies. The role of the campus was not only training of specialists, the so-called domestic labor, but also mentoring of “new Kabardians, new Balkars.” Beyond playing an important role in elimination of illiteracy, development of the educational system, formation of Kabardian and Balkar literature and art, the graduates of educational institutions of the town were an example of a new lifestyle, new values, new material culture. The Soviet version of cultural modernization was notable for its quick rate and violent methods. The cadets of the Lenin’s Campus had not only to give up a great many of the traditional culture values, but also to wage a relentless struggle with them, which, in the long run, ended with the victory of new culture forms.

Keywords: Lenin’s campus; Kabardins; Balkars; culture; modernization.