Кавказология. 2020. №3_Кажарова И.А.

Дата создания: 04.10.2020
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 1, Рейтинг: 1,00)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Кажарова И.А. Облик исламского реформаторства в Кабарде (по страницам «Воспоминаний» Х.У. Эльбердова) // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 3. – С. 165-186. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-3-165-186

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

УДК 821.352.3

DOI 10.31143/2542-212X-2020-3-165-186

 

ОБЛИК ИСЛАМСКОГО РЕФОРМАТОРСТВА В КАБАРДЕ  (ПО СТРАНИЦАМ «ВОСПОМИНАНИЙ» Х.У. ЭЛЬБЕРДОВА)

И.А. КАЖАРОВА

Институт гуманитарных исследований –

филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения

 «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» (ИГИ КБНЦ РАН)

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: barsello@rambler.ru

Аннотация. На материале «Воспоминаний» известного адыгского просветителя, лингвиста, писателя и собирателя фольклора Х.У. Эльбердова прослеживается история культурных преобразований, совершавшихся в Кабарде под влиянием исламского реформаторства рубежа XIX-ХХ вв. Актуальность подобной работы обусловлена тем, что до настоящего времени мемуары Х. Эльбердова не рассматривались не только в этом, но и в иных планах. Уделяется внимание описаниям старометодного образования, его традиций и атрибутов, свидетельствам его востребованности и распространенности в Кабарде. Определяются социальные условия, в которых претворялись идеи новометодников, освоенность адыгами довольно обширной географии распространения учебных заведений реформаторского толка, эпизоды противостояния джадидов и кадимистов. Многие детали воплощения в Кабарде идей исламского реформаторства выявляются через историю интеллектуальных поисков самого Х. Эльбердова и его знаменитого наставника – М.М. Фанзиева. Принимая во внимание время написания «Воспоминаний», анализ проводится с учетом трансформации системы ценностных представлений, неизбежного присутствия интерпретационных пределов, задающих писателю стандарты отражения описываемых событий.

Ключевые слова: исламское реформаторство; джадидизм; Хасан Эльбердов; воспоминания; Кабарда; конфессиональное образование; система ценностей; интерпретационные пределы.

 

THE FACE OF ISLAMIC REFORMISM IN KABARDA (FROM THE PAGES OF Kh.U. ELBERDOV’S “MEMOIRS”)

I.A. KAZHAROVA

The Institute for the Humanities Research –

Affiliated Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center

«Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences» (IHR KBSC RAS)

360000, KBR, Nalchik, Pushkin st., 18

E-mail: barsello@rambler.ru

Abstract. The history of cultural transformations that took place in Kabarda under the influence of Islamic reformism at the turn of the 19th – 20th centuries is traced in the article drawing on the material of «Memoirs» of the famous Adyghe educator, linguist, writer and collector of folklore Kh.U. El’berdov. The relevance of such work is due to the fact that to date, the memoirs of Kh. El’berdov have not been considered not only in this, but also in other plans. Attention is paid to the descriptions of old-method education, its traditions and attributes, evidence of its relevance and prevalence in Kabarda. The social conditions in which the ideas of the new methodologists were implemented, the development by the Circassians of the rather extensive geography of the spread of reform schools, episodes of the confrontation between the Jadids and Kadimists were determined. Many details of the embodiment of the ideas of Islamic reformism in Kabarda are revealed through the history of the intellectual searches of Kh. El’berdov himself and his famous mentor – M.M. Fanziev. Taking into account the time of writing «Memoirs», the analysis is carried out taking into account the transformation of the system of value representations, the inevitable presence of interpretative limits that set the writer standards for reflecting the events described.

Keywords: Islamic reformism; Jadidism, Khassan El’berdov; memories; Kabarda; confessional education; value system; interpretative limits.