О психолого-педагогическом сопровождении молодого специалиста
С 2008 года Президент России Владимир Путин посвящает каждый год той или иной актуальной сфере для привлечения общественного внимания, поддержки отрасли. Так, 2022-й стал Годом культурного наследия народов России. 2023-й объявлен Годом педагога и наставника.
Очень своевременным считает это решение директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, кандидат психологических наук, доктор акмеологии О.И. Михайленко.
– Уважаемая Ольга Ивановна, государство и общество во все времена возлагают на школу и учителя большие надежды. Какие ожидания у Вас и Ваших коллег от тематического года?
– Мы уверены, что придание педагогу особого статуса позволит внести глобальные изменения в систему образования и воспитания подрастающего поколения. Сегодня нужны новые роли учителя: навигатор в мире информации, эффективный менеджер образовательного процесса, лидер и наставник.
– Поговорим о наставничестве. Какое определение теоретики дают этому термину?
– Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя.
– Каким должен быть педагог-наставник?
– Большинству молодых учителей важно, чтобы наставник был и консультантом, и помощником. Чтобы он был хорошо информирован, свободно владел своим предметом, умел заинтересовать и увлечь. Это должен быть человек с высоким уровнем культуры, способный предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество как со стороны института, так и со стороны человека, назначенного образовательной организацией, всегда соотносится с человеком мудрым, являющимся образцом для молодых педагогов и учеников.
– Уровень трудоустройства выпускников вузов во многом зависит от качества полученного ими образования.
– С целью выявления отношения работодателей и молодых педагогов к этому вопросу мы ежегодно проводим анонимное анкетирование. Директора школ и завучи отметили: хорошо, если в школе много молодых учителей, потому что это свежие силы, знания; они легко перестраиваются, энергичны, быстро ориентируются в меняющихся жизненных ситуациях.
Результаты анкетирования 64 молодых педагогов показали, что 95% из них положительно оценивают условия, созданные в нашем институте для проведения учебных занятий; 86% позитивно оценили качество получаемого образования; научные интересы имеют 80%, художественным творчеством увлечены 60% молодых учителей.
– Как используются результаты анкетирования?
– Эффективно. В институте педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ разработана программа-рекомендация «Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя».
– Где можно ознакомиться с этой программой, как ею воспользоваться?
– Реализация программы осуществляется в Центре дополнительного профессионального образования на базе института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ. Более 40 сотрудников нашего подразделения вуза готовы оказать своим бывшим студентам помощь и поддержку.
– Занятия проводятся в очном формате в КБГУ или это сетевая программа, и воспользоваться ею можно в режиме онлайн?
– Занятия проходят в рамках курсов повышения квалификации с применением технологии смешанного обучения, сочетающей форматы очного и дистанционного взаимодействия.
Уверена, что Год педагога и наставника привлечёт внимание общества к профессии учителя. Для многих педагогов откроется возможность изменить стиль своей работы и повысить профессиональную культуру.
– Хочется разделить Вашу уверенность, ведь педагог воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших. Значит, он закладывает фундамент будущего нашего общества, его науки и культуры. Осознание этого факта на уровне государства и социума позволит реализовать идеи Года педагога и наставника.
Желаем успехов Вам, Ольга Ивановна, и всем Вашим коллегам.
Ирина БОГАЧЁВА
Источник: Кабардино-Балкарская правда, №1 (25548), 10 января 2023 года