В КБГУ обсудили итоги слушаний в Госдуме о развитии высшего образования
4 июля 2022 года в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова прошло заседание ученого совета вуза под председательством и.о. ректора КБГУ профессора Юрия Альтудова.
Информация о парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в Российской Федерации, прошедших 27 июня в Государственной Думе, представленная начальником управления стратегических программ и проектов КБГУ Рамазаном Лигидовым, вызвала большой интерес коллег.
Стратегической темой обсуждения с участием руководителей вузов, представителей профессорского и экспертного сообществ, студенческой корпорации, индустриальных партнеров, органов власти стала эволюция национальной системы образования в связи с отказом от Болонской модели,
– сообщил Р. Лигидов и привел слова министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова: «С выходом России из Болонской системы студентам не стоит бояться непризнания дипломов».
Далее он перечислил ключевые принципы, на которых Минобрнауки России предлагает выстраивать национальную систему высшего образования. Это достижение национальных целей, открытость, фундаментальность, гибкость, практичность.
Многие выступающие подчеркивали необходимость уделять большое внимание воспитанию студенческой молодежи.
Р. Лигидов рассказал о предложении президента Российского союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России:
Первая: специалитет на пять-шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант руководителю крупнейшего вуза страны представляется приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.
Вторая траектория: бакалавр + магистр по интегрированным специальностям. Это целесообразно также для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Вариант предполагает возможность выхода с траектории после получения диплома бакалавра, однако статистика МГУ показывает, что 90 % выпускников предпочитают именно модель бакалавр + магистр, тем самым вариант прошел проверку временем.
Третья траектория: оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она преимущественно нужна для иностранных граждан.
В вопросе выбора пути развития отечественной высшей школы нужно исходить из приоритетов сохранения устойчивости учебного процесса, здоровой преемственности. Нужно отказаться от кардинальной ломки действующей системы. Специалитету и интегрированной магистратуре следует отдать преимущество, а бакалавриату и отдельным программам магистратуры – определенный процент. Наверно, будет разумно и правильно сохранить все варианты подготовки.
Процитировав В.А. Садовничего, начальник управления стратегических программ и проектов КБГУ отметил, что на парламентских слушаниях в Госдуме председатель Комитета по науке и высшему образованию нижней палаты российского парламента Сергей Кабышев назвал ключевой фигурой в системе образования преподавателя. По его словам, следует обеспечить педагогам достойное финансовое вознаграждение.
По завершении выступления Рамазана Лигидова Юрий Альтудов пояснил коллегам:
Никто не заставляет спешить, разрушать уже имеющуюся систему. Переход будет гибким. К слову, в 2022 году мы работаем по старым нормативам.
По предложению проректора по организации приема и довузовской деятельности Арсена Хараева члены ученого совета утвердили размер стимулирующих выплат для привлечения талантливой молодежи в КБГУ.
Утверждены списки обучающихся, которым назначены именные стипендии КБГУ, материальная помощь. Рассмотрены другие предложения.