Массовые открытые онлайн курсы (MOOК)
40-48-06; e-mail: uoict@mail.ru
О нас
Массовые открытые онлайн курсы (MOOК)
Одной из последних инноваций в образовании стала возможность дистанционного обучения посредством электронных курсов в режиме онлайн.
Переход обучения в интернет-плоскость начался в 2000-х годах в связи с появлением открытых интернет-курсов, когда известные мировые университеты начали выкладывать в свободный доступ записанные лекции. Спрос на подобные образовательные услуги оказался крайне велик, и уже в 2008 году сформировалась принципиально новая методика образования под названием МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы; англ. MOOC – Massive Open Online Course).
Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов.
- Massive (массовый): данная форма интернет-обучения предполагает большое количество студентов, не ограниченных географическим положением.
- Open (открытый): онлайн обучение бесплатно для всех желающих.
- Online (онлайн): курсы дистанционного обучения проводятся с использованием средств онлайн связи. Все материалы находятся в электронном виде в свободном доступе.
- Course (курс): структурированная и упорядоченная подача информации с определенными целями, правилами работы и временными ограничениями, которые, тем не менее, могут изменяться для каждого отдельного участника.
MOOC – это не просто дистанционные курсы образования, это отдельная методика обучения, включающая в себя большой комплекс разнообразной деятельности.
Достоинства онлайн обучения и MOOC
- Интерактивность.
Вопреки распространенному заблуждению, онлайн обучение не означает отсутствия обратной связи со студентом. Напротив, MOOC предполагает наличие многочисленных каналов коммуникации с преподавателем-ведущим курса, а также с остальными слушателями.
- Полезные связи.
Студенты имеют возможность организовать сообщество по текущему онлайн курсу, где они будут не только делиться знаниями друг с другом, но и выступать в роли проверяющих. Обычно каждый участник дистанционного образовательного курса должен проверить работы нескольких студентов. В свою очередь, его работа также будет проверена несколькими слушателями. Таким образом, формируется группа из слушателей, заинтересованных в тематике курса и своем профессиональном развитии в обозначенной области. Каждый участник получает уникальный шанс расширить свое представление о выбранном предмете и завести интересные и полезные знакомства, получив информацию «из первых рук».
- Быстрая обратная связь и оценка.
После сдачи работ студенты получают оценку своих знаний практически мгновенно. Лучшие преподаватели мира.
Онлайн обучение проводится преподавателями самой высокой квалификации из самых известных мировых университетов. И каждый студент дистанционного курса имеет возможность пообщаться с ведущим лично.
- Бесплатное онлайн обучение.
Сам термин «open», зашифрованный в названии MOOC, означает «бесплатный», или условно бесплатный. Как правило, за само прослушивание курса и участие в заданиях оплата не взимается. Однако, даже при её наличии, расходы на MOOC-курс несравнимы с расходами на очное обучение, и представляют собой символическую плату.
- Новейшие специальности.
Рынок труда развивается быстрыми темпами. Уже давно появились и стали востребованы специальности, которым до сих пор не обучают в обычных университетах. Курсы, проводимые в режиме онлайн, способны реагировать на изменения рынка молниеносно, предоставляя обучающие программы на злобу дня.
- Структурированная подача материала.
Современные средства связи позволяют оптимизировать подачу информации, сделав ее лаконичной и удобной к восприятию. Короткие видеоролики гораздо лучше принимаются слушателями, чем, к примеру, длинная лекция. Огромный поток повествования, объединенный заданной курсом темой, делится на короткие и хорошо усвояемые порции знаний.
- Свободный график обучения.
Каждый курс ограничен временными рамками, в которых студент может составить удобный для себя график обучения. Лекцию можно посмотреть позже, или пересмотреть несколько раз, если тема непонятна. Домашнее задание также выполняется в любой удобный промежуток времени и в любом темпе.
- Смешанная система онлайн обучения.
Процесс дистанционного обучения предполагает использование самых разных материалов. Дистанционные курсы образования MOOC не ограничены видеороликами, они дополняются ссылками на различные источники: текстовые документы, аудиофайлы, обсуждения на форумах и в соц. сетях. Такая система не только повышает восприятие материала, но и развивает способность у слушателей ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать нужные знания.
Недостатки онлайн обучения и MOOC
Система MOOC нацелена на получение знаний исключительно по инициативе слушателя, и предполагает высокую степень самоконтроля и мотивации. Поэтому к недостаткам онлайн образования можно отнести:
- Самостоятельное освоение учебного материала.
Задача дистанционного образовательного курса – снабдить слушателя всей необходимой информацией для ее самостоятельного освоения. Если в случае с очным образованием студент после лекции или даже в процессе ее чтения может обратиться напрямую к преподавателю, то в рамках MOOC данная функция ограничена. Один ведущий не в состоянии ответить на вопросы тысячи слушателей.
- Отсутствие тотального контроля за выполнением заданий.
Выполнение заданий и итоговая аттестация – целиком и полностью ответственность студента. Обмануть систему не составляет труда, но только слушатель решает, для чего ему необходим сертификат – для профессионального и личностного роста, или же для «галочки».
МООК в картинках
Курсы проекта открытый университет КБГУ
Онлайн-курс «Этнодетокс: профилактика и терапия болезни цивилизации»
Автор курса: Уметов Мурат Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской терапии, заведующий кафедрой устойчивого развития КБГУ.
Онлайн-курс «Основы дробного исчисления»
Автор курса: Псху Арсен Владимирович, доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры алгебры и дифференциальных уравнений
Онлайн-курс «Основы клинической суицидологии в образовательном пространстве»
Автор курса: Накова Алина Эриковна, клинический психолог, дефектолог, сотрудник кафедры устойчивого развития КБГУ
Онлайн-курс «Высшая математика (на английском языке)»
Автор курса: Ошхунов Муаед Музафарович, доктор технический наук, профессор, профессор кафедры прикладной математики и информатики.
Онлайн-курс «Философия»
Автор курса: Шевлоков Вячеслав Оманович, доктор философских наук, профессор кафедры философии КБГУ
Электронные сертификаты
Слушателям успешно освоившим онлайн курсы КБГУ выдается сертификат установленного образца.
Регламент создания онлайн-курса
Регламент прохождения заявки на создание онлайн-курса
1.Обсуждение предлагаемого автором онлайн-курса на учебно-методическом совете учебного структурного подразделения КБГУ
2.В случае получения рекомендации – оформление заявки на официальном сайте КБГУ в разделе Студентам – МООК – Заявка на создание онлайн-курса
3.Обязательное прикрепление следующих файлов в формате ***.doc:
-учебный план предполагаемого курса по недельный,
– аннотация курса,
– расписанные на первые 7 недель: лекции, тесты, другие демонстрационные материалы…
4.Представленная в полном объеме заявка рассматривается на заседании учебно-методического совета КБГУ.
5.После принятия положительного решения онлайн-курс запускается в работу.
6.В случае, если решение УМС отрицательное, автору (-ам) предоставляется мотивированный отказ на адрес электронной почты, указанной в заявлении.
Заявка на создание онлайн-курса
Требования и рекомендации к разработке онлайн курсов
Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов
- ОПИСАНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА
Требования
Курс содержит следующие элементы описания:
1) Идентификатор курса
2) Версия курса
3) Название курса
4) Общая трудоемкость курса в зачетных единицах, количество недель обучения, средняя нагрузка в неделю
5) Название университета-разработчика (полное и сокращенное название)
6) Авторы курса
7) Главная иллюстрация курса
8) Промовидео
9) Краткая аннотация курса
10) Полная аннотация курса
11) Карта формируемых результатов обучения
12) Информация о выдаваемых сертификатах, правила формирования оценки, описание системы оценивания (включая сроки проверки работ), спецификация системы оценивания, отражающая связь заданий с содержанием курса, включая описание показателей и критериев оценивания, шкал и процедур оценивания
13) Образовательные программы, в которых признаются результаты обучения курса (шифры и названия направления подготовки)
- Краткая и полная аннотации курса
Требования
В краткой аннотации должно быть отражено основное содержание курса в 1-2 предложениях (до 400 символов).
Рекомендации
Полная аннотация может иметь следующую структуру:
1) О курсе
a) Чему посвящен курс?
b) Какова цель курса?
c) Какие инновационные технологии обучения используются в курсе?
d) Какие результаты обучения будут достигнуты обучающимся после прохождения курса? Результаты обучения должны быть сформулированы в компетентностном формате в количестве 2-3.
e) Мотивационная фраза.
2) Формат курса
a) Что входит в состав курса (видеолекции, опросы и т.д.)?
b) На сколько недель рассчитан курс?
c) Какова недельная учебная нагрузка обучающегося по курсу?
d) Какова общая трудоемкость курса в зачетных единицах?
3) Структура курса и расписание
a) Упорядоченный список тем (разделов) курса, можно с кратким описанием (максимум 2 предложения).
4) Информационные ресурсы
a) При необходимости, список дополнительных источников информации (книги, метод. пособия и т.д.) и ссылки на них.
5) Дополнительный инструментарий
a) Список аппаратного и программного обеспечения и условия его получения.
6) Часто задаваемые вопросы
a) Список часто задаваемых вопросов. Например, необходимо ли специальное программное обеспечение.
- Промовидео
Требования
Промовидео должно иметь длительность до 3 минут.
Рекомендации
Промовидео может содержать:
1) демонстрацию материалов, отражающих наиболее интересные и красочные моменты курса;
2) перечень полученных навыков по итогам прохождения всего курса;
3) текст от авторов курса (краткий, лаконичный, оригинальный).
Формируемые результаты обучения
|
|
|
Индекс | Формулировка | Уровень |
РО-1 | Общая формулировка результата обучения. | Одно из следующих значений: начальный (знакомство с предметной областью), базовый (ЗУН и личностные качества для решения типовых задач из предметной области), углубленный (ЗУН и личностные качества для решения междисциплинарных проблем). |
1.4 Авторы курса
Требования
Для каждого автора необходимо указать:
1) фамилию, имя, отчество;
2) место работы;
3) должность;
4) ученую степень;
5) ученое звание.
На каждого автора должна быть подготовлена фотография с соотношением сторон 1:1 (минимальные размеры 600х600, изображение человека должно занимать на фотографии более 60% общей площади, фон должен быть одноцветный, светлый).
Рекомендации
На каждого автора может быть подготовлена вторая фотография размером 400х300 с соотношением сторон 4:3 (аватар с произвольным фоном).
- СТРУКТУРА ОНЛАЙН-КУРСА
Требования
Контент курса делится на разделы, подразделы, страницы и компоненты.
Курс должен быть построен на основе понедельного планирования, разделы должны быть сформированы по принципу компоновки материалов, изучаемых в рамках одной (или нескольких) недель.
Материалы каждой недели должны быть декомпозированы на разделы и подразделы, каждый подраздел должен включать одну или более страниц, страница должна содержать не менее одного компонента.
Трудоемкость для обучающегося должна быть распределена по неделям равномерно.
РАЗДЕЛ | ПОДРАЗДЕЛ
| СТРАНИЦА
| КОМПОНЕНТ
| |
Неделя 1 | Подраздел 1 | Страница 1 | Фрагмент 1 | |
Задача 1 | ||||
Страница 2 | Фрагмент 2 | |||
Задача 2 | ||||
Подраздел 2 | Страница 3 | Фрагмент 3 | ||
Задача 3 | ||||
Неделя 2 | Подраздел 3 | Страница 4 | Фрагмент 4 | |
Задача 4 | ||||
Подраздел 4 | Страница 5 | Фрагмент 5 | ||
Задача 5 | ||||
Подраздел 5 | Страница 6 | Фрагмент 6 | ||
Задача 6 | ||||
….. |
Рекомендации
Каждый подраздел должен быть направлен на достижение определенных составляющих результатов обучения. Совокупность всех подразделов должна обеспечивать формирование всей совокупности результатов обучения по курсу.
В рамках каждой недели должен быть хотя бы один компонент подраздела, обеспечивающий оценку достигнутых результатов обучения. Если подраздел в рамках недели не имеет компонента с оцениванием, то оценка связанных с подразделом результатов обучения должна производиться в рамках подраздела другой недели, нацеленного на достижение тех же результатов обучения.
Каждый подраздел должен содержать не менее одного компонента, обеспечивающего взаимодействие между обучающимися.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОНЛАЙН-КУРСУ
Требования
Результаты обучения «базовых» курсов должны быть соотнесены с компетенциями, описанными в ФГОС ВО.
Общая трудоемкость курса должна составлять от 2 до 6 зачетных единиц. Продолжительность курса может составлять от 10 до 16 недель включительно.
Недельная учебная нагрузка обучающегося по курсу не должна превышать 22 часа, применяемые методы обучения и структура курса должны быть оптимизированы с целью сокращения нагрузки студента при условии достижения результатов обучения.
Применяемые в рамках курса методы и средства обучения должны допускать неограниченный рост количества обучающихся без существенного роста трудоемкости сопровождения курса и без прямого участия в работе с обучающимися авторов курса.
Применяемая образовательная технология не должна предусматривать обязательного участия обучающихся в синхронных мероприятиях и должна обеспечивать возможность достижения результатов обучения независимо от места нахождения обучающихся.
Курс должен содержать все материалы, необходимые для реализации всех запланированных в рамках курса видов работ и достижения всех запланированных результатов обучения.
Рекомендации
Оценка результатов обучения может выполняться с использованием внешних оценочных средств, относящихся к фонду оценочных средств (ФОС), разработанных с участием УМО по УГСН, либо оценочные средства курса должны пройти экспертизу со стороны УМС учебного подразделения КБГУ.
В курсе может быть предусмотрена взаимная проверка работ или совместная работа обучающихся.
Обучающиеся могут участвовать в процессе формирования нового контента курса.
Для повышения мотивации обучающихся к регулярной работе и активному взаимодействию могут применяться игровые механики.
Активность обучающегося может учитываться в общей оценке за курс.