Дзасежева Лариса Халифовна
Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка
E-mail: dzasezheva@mail.ru
Образование: высшее, Филолог. Преподаватель английского языка
Степень: кандидат филологических наук
Общий стаж работы: 21 год
Стаж работы по специальности: 19 лет
Преподаваемые дисциплины: Практический курс первого иностранного языка (английский язык), стилистика английского языка, основы устного перевода, углубленный курс устного перевода, гендерная лингвистика, практикум по культуре речевого общения.
Область научных интересов: гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика, лингвокультурология
Награды и знаки отличия:
Почетная грамота за активное участие в разработке заданий для муниципального этапа и проверке олимпиадных работ регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников в 2012-2013 г. и в связи с празднованием Международного женского дня 8 марта;
Почетная грамота в связи с Днем Филолога. 24 мая, 2013 г.;
Certificate of Appreciation (the first International Medical Conference. 6-7 October, 2008.
Certificate of Appreciation. The II International Medical Conference, 28-29 September 2009.
Благодарственное письмо от университета BINUS (Джакарта, Индонезия) за активное участие в международной виртуальной конференции «Азиатский саммит по устойчивому развитию. Инклюзивное обучение», 2020 г.
Благодарственное письмо за личный вклад в организацию и проведение Диктанта по английскому языку среди обучающихся организаций высшего образования и общеобразовательных организаций Российской Федерации от Казанского федерального университета. Казань 2021.
Основные научные публикации
Designing tasks using authentic video materials. Обучая, вдохновляй: к новым высотам педагогического мастерства: материалы XXI международной конференции национального объединения преподавателей английского языка в России. Екатеринбург, 14-18 апреля 2015 г./ Уральский государственный педагогический университет. с.59-61.
Лексикографический анализ концепта «ненависть» (на материале русского, английского и кабардино-черкесского языков). Вестник адыгейского государственного университета, Серия «Филология и искусствоведение», Выпуск 1, Майкоп, 2015. с. 111-118. В соавторстве с Хутовой Э.Р. и Эфендиевой Р.А.
Особенности функционирования научных терминов в художественных произведениях // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. № 12(54): в 4-х ч. Ч. IV. C. 217-223. В соавторстве с Хутовой Э.Р. и Эфендиевой Р.А.
Оценочная семантика существительных, характеризующих внешность женщины в кабардино-черкесском языке. Казанская наука, Выпуск 1, Казань, 2016. В соавторстве с Хутовой Э.Р. и Эфендиевой Р.А. с.65-68.
Вербализация концепта “красота” в английской и адыгской языковых картинах мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5. Ч. 2. С. 161-164. В соавторстве с Шардановой М.А.
Эстетическая оценка параметрических характеристик человека в кабардино-черкесском языке // Казанская наука, Выпуск 2, Казань, 2016. с. 90-93. В соавторстве с Шардановой М.А.
Тексты англоязычного песенного дискурса как разновидность креолизованных текстов. III Международный молодежный конкурс научных работ «Молодежь в науке: новые аргументы». Россия, г. Липецк, 2016 г. С.119-123. В соавторстве с Теппеевой Дж.Р.
Графика и орфография Интернет-коммуникации. V Международный молодежный конкурс научных работ «Молодежь в науке: новые аргументы». Россия, г. Липецк, 2016 г. С.176-180. В соавторстве с Латиповой А.Л.
Символика числа один (one) во фразеологических единицах английского языка. Электронный научный журнал «Apriori. Серия: Гуманитарные науки», № 1, 2018 г. 6 с. В соавторстве с Хагабановой Д.
Символика числа два (two) во фразеологических единицах английского языка. Электронный научный журнал «Apriori. Серия: Гуманитарные науки», № 3, 2018 г. 5 с. В соавторстве с Хагабановой Д.
Learning English language and culture through idioms: a case study at Kabardino-Balkarian State University// X Linguae, European Scientific Language Journal Volume 11, Issue 3, June 2018, p.28-38 Slovenská Vzdelávacia a Obstarávacia s.r.o., Nitra, June 2018, ISSN 1337 – 8384, eISSN 2453 -711X (SCOPUS и ERIH PLUS).
Роль гастрономической метафоры в характеристике внешности человека. «Казанская наука» – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2019. № 2, с. 118-121. (Хутова Э.Р., Улимбашева Э.Ю.)
Многоязычие как способ формирования поликультурной личности молодежи. «Казанская наука» – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2019. № 2, с. 133-136. (Муртазова З.А., Хутова Э.Р., Улимбашева Э.Ю.)
Вербализация концептов «любовь» и «ненависть» фразеологическими единицами английского языка. «Казанская наука» – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2019. № 2, с. 140-143. (Хутова Э.Р., Улимбашева Э.Ю.)
Вторичные значения зоонимов британского и русского языков (на материале национальных корпусов) / А. А. Долов, Т. А. Кунижева, Л. Х. Дзасежева // Перспектива – 2019: Материалы конференции, Нальчик, 26–29 апреля 2019 года. – Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2019. – С. 56-58.
Формирование имиджа женщины-политика в современном медиапространстве / О. Б. Маздогова, Л. Х. Дзасежева // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 65-4. – С. 27-30. – DOI 10.18411/lj-09-2020-118.
Репрезентация концепта «женщина» в зоонимической субстандартной лексике английского языка / А. В. Трамова, Л. Х. Дзасежева // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 64-5. – С. 77-81. – DOI 10.18411/lj-08-2020-186.
Влияние средств массовой информации на формирование имиджа женщин–политиков / О. Б. Маздогова // Перспектива–2021: МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ, Эльбрус, 23–30 апреля 2021 года. – Эльбрус: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2021. – С. 347-351.
Объективация концепта «внешность» в зоонимической субстандартной лексике английского языка / А. В. Трамова // Перспектива–2021: материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Эльбрус, 23–30 апреля 2021 года. – Эльбрус: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2021. – С. 238-241.
Социокультурная база формирования этнических стереотипов. Казанская наука. – 2022. –№ 1. – С. 149-151. (соавторы Улимбашева Э.Ю., Эфендиева Р.А.).
Фразеологическая репрезентация концепта «дом» в английской, русской и адыгской языковых картинах мира. Казанская наука. – 2022. – № 2. – С. 136-139. (соавторы Хутова Э.Р., Шарданова М.А.)
Фрейм «свое – чужое» в английском и русском языках. Казанская наука. – 2022. – № 3. С. 190-192. (соавторы Хутова Э.Р., Шарданова М.А.)
Функционирование гастрономической метафоры в медицинском дискурсе. Казанская наука. – 2022. – № 7. С. 129-131. (соавторы Латипова А.Л., Хутова Э.Р., Шарданова М.А.)
Зооморфизмы, репрезентирующие концепт маскулинность в русской и английской лингвокультурах. Фундаментальные и прикладные исследования: концепты, методики, новации: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 12–13 мая 2022 года. – Ростов-на-Дону.- 2022. – С. 20-23. (соавтор Джуртубаева А.А.)
Когнитивные признаки концепта «мужчина» в субстандартной лексике английского и русского языков. Психология. Педагогика. Лингвистика: социально-культурные связи: Материалы VII всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 19 мая 2022 года. – Ростов-на-Дону. – 2022. – С. 133-136. (соавтор Биттирова Д.М.)
Impact of multimedia technology on the formation of foreign language communicative competence in students. REVISTA CONRADO. 2023. Том 19 № 90. стр. 297-303 (Web of Science)
Концептуальное моделирование интеллекта человека на основе гастрономической метафоры. Материалы VI Международной научно-практической конференции «Научно-техническое развитие России и мира». – Саратов: НОП «Цифровая наука». – 2023. – С. 309-315 (в соавторстве с М.А. Шардановой)
Стереотипные представления о социальной роли мужчин и женщин в английских, русских и немецких фразеологических единицах. Междисциплинарные исследования и открытия: неопределенность и новые вызовы: материалы III Международной научно-практической конференции. – Саратов. – 2023. – С.13-22. (в соавторстве с Л.З. Озовой)
Функционирование фразеологических единиц с компонентом «черный цвет» в англоязычном деловом медиадискурсе. Материалы XXV Международной научно-практической конференции «Междисциплинарные исследования: опыт прошлого,возможности настоящего, стратегии будущего». – Мельбурн, 2023. – С. 213-222. (в соавторстве с Д.М. Шибзуховой)
Метафоризация названий музыкальных инструментов в масс-медийном дискурсе. Вестник филологических наук. №8, 2023 (в соавторстве с М.А. Шардановой, Ф.М. Ордоковой и К.К. Малкандуевой) ВАК
Учебно-методические разработки:
Методические рекомендации по развитию навыков устной и письменной речи «Meals and Cooking». Нальчик, КБГУ, 2010.
Анализ художественных фильмов на английском языке. Методические рекомендации. Нальчик, КБГУ, 2010.
Анализ художественного фильма «Once Upon a Time» на английском языке. Методические указания для самостоятельной работы студентов 1-2 курсов, обучающихся по направлениям 62 – «Филология» и 035700.62 – «Лингвистика» Нальчик, КБГУ, 2014.
Система упражнений по сослагательному наклонению. Методические разработки для самостоятельной работы студентов II курса Нальчик, КБГУ, 2014.
Developing communicative skills. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 45.03.01. Филология, 45.03.02 Лингвистика. (В соавторстве с Битоковой С.Х., Кардановой А.К.)
Communicative grammar. Part I. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 45.03.01. Филология, 45.03.02 Лингвистика. (в соавторстве с Хутовой Э.Р.).
Communicative grammar. Part II. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 45.03.01. Филология, 45.03.02 Лингвистика. (в соавторстве с Хутовой Э.Р.).
Стилистика английского языка : Методические указания для самостоятельной работы. – Нальчик : Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2021. – 32 с.
Reading the News in English. Study aid. Учебное пособие. Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (Теория и практика межкультурной коммуникации). Нальчик: Кабардино-Балкарский университет.- 2022. -71 с. (соавторы Хутова Э.Р., Шарданова М.А.)
Great Britain: Country studies. Study guide. Учебное пособие. Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (Теория и практика межкультурной коммуникации). Нальчик: Кабардино-Балкарский университет.- 2022. – 128 с. (соавторы Хутова Э.Р., Шарданова М.А.).
English for Medical Purposes: методические рекомендации. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2022. – 35 с. (соавторы Улимбашева Э.Ю., Эфендиева Р.А.).
Фразеология английского языка: методические рекомендации. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2022. – 51 с. (соавторы Улимбашева Э.Ю., Эфендиева Р.А.).
Практический курс первого иностранного языка (на основе сериала “Anne with an E”). Учебное пособие. Нальчик: Кабардино-Балкарский университет.- 2023. – 92 с. (соавторы А.Л. Латипова, М.Р. Тогузаева)
Практический курс первого иностранного языка (на основе книги К.С. Льюса «The lion, the witch and the wardrobe»). Учебное пособие. Нальчик: Кабардино-Балкарский университет.- 2023. – 63 с. (соавтор К.С. Тхакахова)
Участие в семинарах и конференциях:
E-Teacher Alumni professional development workshop. Смоленск, 1-4 марта 2015.
Access Teacher Training Seminar. Екатеринбург, 17-18 апреля, 2015.
Использование инновационных технологий в сетевом и дистанционном обучении, 23 октября 2015 г., Санкт –Петербург. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение СПО «Петровский колледж».
Выступление с докладом «Using New Technology in Teaching Grammar and Vocabulary» на XXIII Международной конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка в России 30 мая – 3 июня 2017, Москва.
Umbrella NATE 2017 conference “Changes and Challenges in Teaching: Massive vs Individual”, Москва, ВШЭ, 21-22 ноября 2017 г.
Выступление с докладом “Teaching Grammar Communicatively” на ежегодной международной конференции NATE (17-19 апреля 2019 г., Санкт-Петербург).
Выступила с докладом «Inclusive Education Development in Russia» на конференции «Sustainable Development Goals Asia Summit 2020» Inclusive Education for Special Needs Students. Binus University, Jakarta, Indonesia. November 19th, 2020
Telly Learning Tools and Techniques, DonELTA, 26 December, 2020.
The TESOL 2021 International Convention & English Language Expo
Virtual | 24–27 March 2021
The TESOL 2021 International Convention & English Language Expo. Hybrid. 22-25 March Pittsburgh, PA, USA
«Реализация приказа 885/390 о практической подготовке студентов в работе преподавателя» 15 апреля 2022 года. Актион Студенты.
7th International Conference EAP/ESP/EMI and the Future of Learning in Higher Education. 2 June 2022, Moscow, MISIS.
II международной научной онлайн-конференции «HSE Languages Education Development Conference» (Москва, ВШЭ, 8-9 декабря, 2022)
The 8th ESP/ EAP/ EMI Conference Course Design, Student Competences & Teacher Development for ESP, MISIS, Moscow, 1-3 June 2023
Данные о повышении квалификации:
Курс «Подготовка членов комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2015 г.», Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования КБГУ. 10 апреля – 24 апреля 2015 г. (18 ч.)
Курс «Подготовка экспертов ГИА по английскому языку», ГБОУДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития». (объем 36 часов) с 10.05.2016 по 18.0.2016. Регистрационный номер 32484
Курс «Подготовка экспертов (председателей и членов предметных комиссий) государственной итоговой аттестации (иностранные языки)», ГБОУДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» с 16.02.2017 г. по 16.03.2017 г. (72 часа).
Курс «Using Educational Technology in the English Language Classroom», Iowa State University. С 17.01.2017 г. со 14.03.2017 г.
Курс «Повышение финансовой грамотности», Институт истории, филологии и СМИ ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова». С 22.01.2018 по 26.01.2018 г. (36 часов).
Курс «Подготовка экспертов (председателей и членов предметных комиссий) государственной итоговой аттестации (иностранные языки)», ГБОУДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» с 26.01.2018 г. по 16.03.2018 г. (72 часа).
Курс «Teaching Grammar Communicatively», World learning. С 09.01.2018 г. по 06.03.2018 г.
Информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 25.02.2019 – 01.03.2019.
Подготовка экспертов (председателей и членов экспертных комиссий) государственной итоговой аттестации (иностранные языки). ГБУ ДПО «Центр непрерывного развития» Минобрнауки КБР. 15.01.2019 г.- 15.03.2019 г.
Подготовка экспертов (председателей и членов предметных комиссий) государственной итоговой аттестации (иностранный язык). Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения КБР. С 14.01.2020 г. по 24.03.2020 г. 72 часа. Регистрационный номер – 60659
Организация и проведение государственной итоговой аттестации в условиях удаленного обучения. Центр новых образовательных технологий ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». С 27 мая 2020 г. по 6 июня 2020 г. 18 часов. Регистрационный номер 165/20-315
Teaching English as a Foreign Language (TEFL). Teaching English to Speakers of Other Languages (TESOL), Global Language Training, London. 17.07.2020. 150 часов. Номер сертификата – GLT2020023549
«Психолого-педагогические и медико-социальные основы работы с инвалидами и лицами с ОВЗ, обучающихся по профессиональным образовательным программам» (КБГУ, 2021 г., уд. №073101321410, 72 ч.).
«Культура речи и этика общения в сфере образования» (КБГУ, 2021 г., уд. №072413207753, 16 ч.).
«Подготовка экспертов (председателей и членов комиссий) ГИА» (иностранный язык). ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минестераства просвещения, науки и по делам молодежи КБР. (2021, уд.№ 071201034186, 72 ч.)
Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2022» (5-20 июля 2022 г.) и онлайн-курс «Подготовительный курс для трекеров».
«Актуальные педагогические технологии в учебном процессе образовательной организации высшего образования» (КБГУ, 2022, уд. 073101322541, 34 ч.)
«Подготовка экспертов (председателей и членов комиссий) ГИА» (иностранный язык). ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР. (2022, уд. № 071201125623, 72 ч.)
«Цифровая компетентность преподавателя высшей школы» (КБГУ, 2022, уд.040000419952, 16 ч.)
Стажировка:
Fall 2012 ATDOP Exchange Program. 24 сентября 2012 г. – 7 декабря 2012 г. Университет штата Орегон, г. Юджин, США