Хараева Леорена Ахмедовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры английского языка
E-mail: leorenakharaeva@mail.ru
Образование: Филолог. Преподаватель английского языка
Степень: доктор педагогических наук
Звание: профессор
Стаж работы: 49 лет
Данные о повышении квалификации: ФПКП по программе «Технологическая организация образовательного процесса», КБГУ, 24.02.2011; ФПК по программе «Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностной модели выпускника», 22.11.2013; ФПК по программе «Актуальные вопросы повышения качества высшего образования», 20-22 мая 2015; ФПК по программе «История и философия науки», 10-20 мая 2016
Преподаваемые дисциплины: Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции; Теория и технология обучения иностранному языку; Теория межкультурной коммуникации; Практический курс английского языка; Углубленный курс английского языка; Практикумы; Основы теории межкультурной коммуникации; Теория речевой деятельности
Область научных интересов: педагогика, межкультурная коммуникация
Награды и знаки отличия:
Благодарность за многолетний добросовестный труд в КБГУ и в связи с юбилеем;
Благодарственное письмо от «Всероссийского детского центра «Орленок» за сотрудничество, 2012г.;
Диплом за лучшую научную книгу «Обучение социально-ролевому взаимодействию в межкультурной коммуникации», 2007;
Почетная грамота за активную плодотворную работу в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова;
Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2008)
Заслуженный работник образования (2016)
Профессиональные достижения: Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по общей педагогике в СОГУ (г. Владикавказ); Член редакционной комиссии ВАКовского журнала «Экономические и гуманитарные исследования регионов» (г. Пятигорск); Руководство 7 защищенными кандидатскими диссертациями по общей педагогике
Список основных научно-исследовательских и учебно-методических работ
Педагогическое общение как решение коммуникативных задач: Учебное пособие. – Нальчик: КБГУ, 1999. – 5, 35 п.л.
Культурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия. Монография.- Нальчик: КБГУ, 2000. 4,5 п.л.
Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. – М: МГУ, 1980. – 0,7 п.л.
Организация педагогического общения в языковой группе при обучении иностранным языкам как средство интенсификации учебного процесса.//Сб. науч. труд.М.: МГПИИЯ им. Тореза. – 1981. – Вып.179.- 0,7 п.л.
Педагогическое общение и его организация в высшей школе. – М., 1982 – 2,3 п.л.(рукопись депонирована в НИИ проблем высшей школы, 21.05.82, № 190-82)
Речевое поведение в педагогическом общении в зависимости от индивидуально-психологических особенностей студента-практиканта // Сб. науч. труд. М.:МГПИИЯ им. М.Тореза., 1984. – 0,4 п.л.
Текст как продукт решения коммуникативных задач.//Тезисы докладов на республиканской научно-технической конференции.- Пермь, 1984.-.1 п.л.
Решение коммуникативных задач как средство проблемного обучения иностранным языкам в вузе.// Сб.научн.трудов. КБГУ.-Нальчик, 1985-0,3 п.л.
Профессиональная ориентированность как один из основных факторов успешной организации обучения иностранным языкам в вузе.//Сб. науч. труд., КБГУ-Нальчик, 1986 – 0,2 п.л.
Решение коммуникативных задач как средство взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.//Сб. науч. труд., КБГУ-Нальчик, 1988 – 0,5 п.л.
Контакт с аудиторией как условие эффективности лекционной пропаганды.// Особенности лекционной пропаганды как средство формирования научного мировоззрения. – Тезисы докладов на научно-теоретич. Конф.молодых ученых-обществоведов. – Нальчик, 1989.-0,1 п.л.
Сотрудничество в процессе решения коммуникативных задач как способ организации оптимального педагогического общения.// Психолого-педагогические проблемы в профессиональной подготовке учителя.-Межвуз. сборник научных трудов. – Горький, 1989. – 0,3 п.л.
Функция оценки как фактор сотрудничества в иноязычном педагогическом общении.//Организация учебного сотрудничества в условиях обучения иностранному языку. – Межвуз. Сборник научных трудов.- Нальчик, 1992. – 0,4 п.л.
К проблеме двуязычного воспитания в Кабардино-Балкарии.//Вопросы обучения и воспитания учащихся. – Сборник научных трудов. – Пятигорск, 1994 – 0,3 п.л.
Объективация как средство оптимального решения коммуникативных задач в педагогическом общении.// Вестник КБГУ, серия гуманитарных наук, вып.1, часть 1 – Нальчик, 1994 – 0,4 п.л.
Проблемы сохранения иностранных языков в КБР. // Тезисы докладов на научно-практической конференции «Проблемы сохранения и развития национальных языков в КБР».- Нальчик, 1996- 0,1 п.л.
Гуманистический подход как средство решения специфических проблем обучения иностранным языкам. // Вопросы теории и методики преподавания в вузе. – Сборник научных трудов. – Нальчик, 1988 – 0,3 п.л.
Родной язык как детерминанта этнической специфики общения.// Тезисы докладов на Втором Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». – Пятигорск, 1988 – 0,3 п.л.
Двуязычие как основная форма контактирования языков.// Государственные языки Кабардино – Балкарии в теории и практике. – Сб. науч. трудов. – Нальчик, 1988 – 0,4 п.л.
О периодизации кабардино-русского двуязычия.// Материалы IIреспубликанской научн. конфер. «Проблемы сохранения и развития государственных языков Кабардино-Балкарской республики» – Нальчик, 1988, – 0,2 п.л.
Двуязычие как социальная проблема. // Ориентир. – Научно-худож. Журнал для молодежи. – Нальчик, 2000, №1. – 0,3 п.л.
Двуязычие как социальная проблема современности (психолого-педагогический подход). // Ориентир. – Научно-худож. Журнал для молодежи. – Нальчик, 2000, №2. – 0,2 п.л.
Общедидактическая характеристика педагогической системы как общественного института.//Вестник КБГУ, 2000. – 0,5 п.л.
Язык и мышление в двуязычии. – Cборник научных трудов, «Обучение МКК в различных условиях», – Пятигорск, 2000.- 0,4 п.л
Основные вехи развития кабардинско-русского двуязычия. Литературный альманах «Горизонт». – Нальчик-Амман, 2001. 0,4 п.л.
Коммуникативная социализация как сфера общей социализации личности (в соавторстве). Сборник научных трудов «Педагогический процесс: проблемы и перспективы», вып. 5. Москва – МПА – Пресс., 2004. 0,6 п.л.
Процесс овладения иностранными языками в условиях школы как внутриличностном МКК. – Лемпертовские чтения, Пятигорск, 2002. – 0,2 п.л
Межкультурная коммуникация в условиях двуязычного педагогического общения. – Материалы международной научной конференции «Толерантность и поликультурное общество» в рамках I фестиваля гуманитарных наук, М.: Аспект-Пресс, 2003.
Проблемы взаимодействия языков в условиях двуязычной педагогической системы (Учебное пособие).Нальчик: КБГУ, 2003. 3,5 п.л.
Коммуникативные задачи в межкультурной коммуникации. // Тезисы докладов на IV Межэдународном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», Пятигорск, ПГЛУ, 2004
Сферы общения как основа обучения межкультурной коммуникации.(в соавторстве с Ахоховой Е.Х.) Сборник научных трудов «Педагогический процесс: проблемы и перспективы», вып. 5. Москва – МПА – Пресс., 2004. 0,6 п.л.
Проблемы обучения иностранным языкам как межкультурной коммуникации. 0,6 п.л. Материалы региональной научно-практической конференции Нальчик,2005. 0,4 п.л.
Адаптация как механизм межкультурной коммуникации // Материалы региональной научно-практической конференции – Нальчик, 2005, с 42-44, в соавторстве с Ахоховой Е.Х., Басем Окла Аль-Хавамда
Изучение иностранного языка как средство сохранения национальной культуры // Межкультурная коммуникация: теория и практика обучения. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2005. с. 60-61., в соавторстве с Ахоховой Е.Х., Кумыковой З.Х.
Коммуникативная задача как средство межкультурной компетенции в условиях обучения иностранным языкам». Межвузовский сборник научных трудов, Москва – Старый Оскол, 2007
Обучение социально-ролевому взаимодействию межкультурной коммуникации. – Нальчик, 2006, 6,74 п.л., в соавторстве с Ахоховой Е.Х.
«Формирование компетенции как средство личностного развития обучаемого». // Тезисы международной научно-практической конференции, Майкоп, 2007, с 122-126, в соавторстве с Мирзоевой Д.М.
Особенности социально-профессиональной компетентности учителя иностранного языка. – Владикавказ, 2007г., в соавторстве с Губжоковой М.М.
Специфика родного языка и методов его преподавания на неязыковых факультетах вуза. – Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нальчик, 2008г, с.50-55
Иноязычное педагогическое общение как сфера формирования коммуникативной компетенции самовыражения. – Межвузовский сб.н.трудов. Пятигорск, 2009г., в соавторстве с Мирзоевой Д.М.
Слушание как неотъемлемая составляющая социально-профессиональной компетентности учителя, Нальчик, 2008г., в соавторстве с Губжоковой М.М.
Социально-ролевое взаимодействие в межкультурной коммуникации. – Учебное пособие с грифом УМО МОН РФ. Нальчик, 2006. 115 с, в соавторстве с Ахоховой Е.Х.
Интеграция в системе межкультурной коммуникации. // Материалы международной конференции, ПГЛУ, 2009
Особенности этикетной культуры как способа формирования культуры мира в педагогической системе. // Материалы Международной конференции «Национальные образы мира в художественной культуре», Нальчик, 8-9 ноября 2010, в соавторстве с Бурановой М.В.
Самовыражение в структуре коммуникативной компетентности // Материалы международного симпозиума. Пятигорск, 2011 г., в соавторстве с Мирзоевой Д.М.
Методическая разработка по грамматике английского языка для студентов 1 курса. – Составитель – Хараева Л.А. – Нальчик, 1981 г., 2, 5 п.л.
Методические разработки на разговорные темы на английском языке для студентов неязыковых специальностей. – в соавторстве с Унежевой Т.Н., Кульбаевой А.Х., Нальчик – 1985, 3 п.л.
Методические рекомендации по проведению педпрактики в школе. Результаты наблюдений и схемы анализов уроков. – В соавторстве с М.М.Каскуловой, Г.Ж.Жириковой. – 2 уч. пособие.
Методические разработки по домашнему чтению для студентов 3 курса «Замок на песке», А.Мердок., Нальчик КБГУ: 2008, в соавторстве с Ахаминовой К.С.
Аспекты межкультуной коммуникации. Практикум по спец курсу. Нальчик, КБГУ, 2010., в соавторстве с Ахоховой Е.Х., Улимбашевой Э.Ю.
Методика преподавания основного иностранного языка. Методические указания. Нальчик, КБГУ,2010, в соавторстве с Каскуловой М.М., Хамурзовой А.Г.
Коммуникативная компетентность самовыражения в иноязычном общении. Материалы Международной конференции, Пятигорск, ПГЛУ, 2011.
Родная культура как основа межкультурной коммуникации. // Материалы Международной конференции «Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве». – Нальчик 8-9 ноября 2011 г.
Воспитательный дискурс американской сказки. // Материалы Международной конференции «Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве». – Нальчик 8-9 ноября 2011 г., в соавторстве с Берберовой Л.Б.
«Этнокультурная обусловленность ценностной картины мира в народной сказке (на материале американских сказок)». Сборник «Известия КБНЦ РАН» №2, с 156-160, 2012 г., в соавторстве с Берберовой Л.Б. (ВАК)
К проблеме сохранения и развития родного языка. – Материалы региональной конференции «Актуальные проблемы исследования национальных языков и их преподавание в школах КБР», г. Нальчик, 2012 г.
Проблемы воспитания в системе современного образования. – Материалы Всероссийской конференции, г. Владикавказ, СОГУ, 23 ноября 2012.
Институты социализации по формированию культурного мира. – Вестник «Экономические и гуманитарные исследования», г. Пятигорск, 2011 (в соавторстве с М.В. Буранова) (ВАК)
«Значение» и «смысл» в этнокультурной специфике языка. – Научно-теоретический журнал «Экономические и гуманитарные исследования регионов», Ростов-на-Дону., 2013г. (ВАК)
Общность культурных смыслов как фактор коммуникативного поведения представителей Северокавказских народов. – Научно-издательский центр «Априори», Краснодар, декабрь 2013г.
Этикет как условие решения коммуникативных задач в общении. – Научно-издательский центр «Априори», Краснодар. 2013г.
Культурная целостность Северного Кавказа как основа общементальных характеристик его этносов. – Научно-теоретический журнал «Экономические и гуманитарные исследования регионов», Ростов-на-Дону, 2013 г. (ВАК)
Этнокультурные особенности проявления альтруизма. – Материалы научной конференции «Национальные образы мира в художественной литературе», посвященной 85-летию со дня рождения Г.Д. Гачева (в соавторстве с Берберовой Л.Б.), стр. 695-699
Национальный язык в системе регионального российского образования. – Вестник АГУ № 4, 2014 г. (в соавторстве с Б. М. Джандар ) (ВАК)
Доминантные черты кавказского менталитета как факторы коммуникативного поведения. – Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 6, 2014 г. (в соавторстве с Муртазовой З.А., Улимбашевой Э.Ю.) (ВАК)
Русские народные сказки как средство воспитания альтруистически ориентированной личности. – Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 2, 2015 г. (в соавторстве с Берберовой Л.Б.), стр. 76-79 (ВАК)
Коммуникативный акт совета в кавказском этикете. – Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 2, 2016 г. (в соавторстве с Муртазовой З.А.)
Гуманистическая ориентированность как основа духовно-нравственного воспитания в процессе обучения иностранному языку. – Материалы межвузовской конференции, ГУУ, г. Москва (Электронный вариант РИНЦ), 2016 г.
Английский язык. Методические указания для самостоятельной работы магистров педагогической специальности, г. Нальчик, 2013 г.
Методические указания «Английский язык для делового общения» (для самостоятельной работы), 2014 г. (в соавторстве с Арипшевой Р.С., Хутовой Э.Р.)
Методические указания «Анализ художественного фильма “Once upon a time”» (в соавторстве с Дзасежевой Л.Х., Хутовой Э.Р.)
Вперед-назад к альтруизму. Экономические и гуманитарные исследования регионов. №1, 2016 г.
Монография «Формирование культуры мира учащихся в межкультурной коммуникации (на материале этнорегиональной педагогической системы)», г. Нальчик, Научное издательство «Эльбрус», 2016 г. (в соавторстве с М.В. Бурановой)
Гуманистическая ориентированность как основа духовно-нравственного воспитания в процессе обучения иностранному языку // Материалы межвузовской конференции ГУУ. Москва, 2016.
Вперед-назад к альтруизму // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. №1.
Хараева Л.А., Муртазова З.А. Коммуникативный акт совета в кавказском этикете // Экономические и гуманитарные исследования регионов. №3. 2016. С. 72-77.
Хараева Л.А., Муртазова З.А. Коллективистские ценности северокавказской культуры как основа коммуникативного поведения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. №1. 2017. С. 61-66.
Сущность и классификация социальных ситуаций // Вестник ПГЛУ «Теория и методика лингвокультурных компетенций». №1. 2017 г. (в соавторстве с Тлуповой А.А.) С. 161-164.
Methods of forming language competence in teaching Russian as a foreign language (on the material of stable bases)// 2019 Ежеквартальный научный журнал. Индексируется в Web of Science
Коммуникативное ядро альтруистической личности.// //Материалы национальной университетской научной конференции, № 3, 2019 (в соавторстве с Бозиевой М.М)
Обучение решению коммуникативных задач в межкультурной коммуникации// Материалы международной научной конференции “Advanced Science”, декабрь 2019 г.
Принципы этикета в коммуникативном поведении представителей северокавказских этносов//Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 6. С. 100-106. (в соавторстве с Кимовым Р.С., Улимбашевой Э.Ю.)
Вклад И.А. Зимней в теорию и практику преподавания иностранного языка в России//Современное педагогическое образование. 2021. № 3. С. 119-124. (в соавторстве с Путиловской Т.С.)
Здоровьепорождающая сила национального этикета// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 11-1. С. 121-123. (в соавторстве с Говердовской Е.В., Каспаровым А.Р.)
Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия. // Издательство М. и В. Котляровых, г. Нальчик, 2021.
Молчание в акте коммуникации и его понимание // Вестник филологических наук. 2023.Том 3 №2. стр. 226-232 // (в соавторстве с К.С. Тхакаховой) ВАК
Особенности миротворческой направленности систем английского и адыгского речевого этикета. Интернаука: электрон.научн. журн. 2023. № 20(290). С.8-11. (в соавторстве с Д.А. Бифовой)
Данные о повышении квалификации:
ФПКП по программе «Технологическая организация образовательного процесса», КБГУ, 24.02.2011;
ФПК по программе «Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностной модели выпускника», 22.11.2013;
ФПК по программе «Актуальные вопросы повышения качества высшего образования», 20-22 мая 2015;
ФПК по программе «История и философия науки», 10-20 мая 2016
«Нормативные и методические основы проектирования образовательных программ в классическом университете в условиях внедрения профессиональных стандартов и квалификационных требований» (16 часов) – МГУ им. М.В.Ломоносова, 20 февраля– 22 февраля 2018 г. ПК МГУ
«Информационно-коммуникативные технологии образовательной деятельности» в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО «КБГУ» с 25.02.2019 по 01.03.2019 в объеме 40 часов.
Психолого-педагогические и медико-социальные основы работы с инвалидами и лицами с ОВЗ обучающихся по профессиональным образовательным программам, 72, Центр НОТ КБГУ ДПП, 2019
Удостоверение о повышении квалификации №146/22-17 от 12.12.22 «Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка», Центр ДЯПО при кафедре английского языка ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», 16 ч.