Кафедра русского языка и общего языкознания
; e-mail: bfo-pdo@mail.ru; kry@kbsu.ru
О нас
История кафедры. Кафедра русского языка и общего языкознания является одной из старейших в Кабардино-Балкарском госуниверситете. Ее историю восстанавливали по крупицам – на основе архивных материалов (приказов, личных дел), воспоминаний людей, в разные годы работавших и ныне продолжающих работать в социально-гуманитарном институте, а также его выпускников. Историю кафедры в хронологическом порядке представляют также цифры и факты, связанные со славными традициями университета, филологического факультета и кафедры русского языка и общего языкознания.
Традиции университета, его дух, его история берут свое начало в Кабардино-Балкарском государственном педагогическом институте, открытом в 1932 году. Если обратиться к истории становления кафедры, то у ее истоков стоял литературный факультет, который был открыт в 1932 году, и кафедра языкознания, на которой также трудились преподаватели кабардинского и балкарского языков и литератур под руководством Борукаева Т.М.
Кафедра языкознания с 1934 года готовила преподавателей русского языка и литературы, кабардинского языка и литературы, балкарского языка и литературы, а с 1948/49 учебного года – и учителей русского языка и литературы для 5-10-х классов кабардинской школы. Преподаватели кафедры внесли огромный вклад в подготовку учителей по русскому языку для сельских школ республики, работая на открытых в 1956 году двухпрофильных отделения (русско-балкарское, русско-кабардинское).
Согласно архивным данным, в 1939 году в пединституте функционировали две кафедры, созданные на основе кафедры языкознания, – кабардинского и балкарского языков, русского языка. На кафедре русского языка в 40–50-е годы ХХ века работали выпускники вузов Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза: Виктор Петрович Сухотин (Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина), Аввакум Васильевич Рябов (Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина), Алексей Нилович Савченко (Ленинградский государственный университет), Георгий Федорович Турчанинов (Ленинградский государственный университет), Александр Ильич Федоров (Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена), Вера Васильевна Бабайцева (Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина), Галина Анатольевна Яковлева (Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского), Галина Андреевна Таболова (Казахский государственный университет), Ольга Ивановна Чудаева (Мордовский государственный педагогический институт), Абу Хаджимуратович Шарданов (Тбилисский государственный университет). Именно им принадлежит большая заслуга в становлении и развитии филологического образования в республике. Во многом благодаря их усилиям были подготовлены специалисты которые стали впоследствии признанными учеными в области русского, кавказских, тюркских языков, преподавателями КБГУ и других вузов, научными сотрудниками научно-исследовательских институтов. В их числе доктора наук, профессора Буба Мацикович Карданов, Мария Шамилевна Шекихачева, Джамалдин Нахович Коков, Мухамед Лукманович Апажев, Мусса Масхутович Текуев, Раиса Халифовна Хашхожева. Кроме того, докторами наук стали выпускники Ашинова Ирина Викторовна, Бакова Зера Хачимовна, Балова Ирина Мухтаровна, Башиева Светлана Конакбиевна, Бгажноков Барасби Хачимович, Бижева Зара Хаджимуратовна, Ворокова Надежда Умаровна, Гуртуева Тамара Бертовна, Гутов Адам Мухамедович, Емузова Нина Гузеровна, Кудаева Зинаида Жантемировна, Кремшокалова Марина Чафленовна, Толгуров Тахир Зейтунович, Тхагазитов Юрий Мухамедович, Хакуашева Мадина Андреевна, Холодов Николай Николаевич, Ципинов Аслан Амербиевич, Щербань Галина Евгеньевна, Шогенцукова Нина Адамовна.
На базе кафедры русского языка были созданы русского языка и общего языкознания (заведующие в разное время – проф. Б.М. Карданов, А.Х. Шарданов, Дж.Н. Коков, с 2004 года – С.К. Башиева), русского языка (проф. Дж.Н. Коков), общего языкознания (проф. Б.Х.Балкаров, доцент Н.Р. Иваноков), русского языка для иностранных учащихся (проф. М.Ш. Шекихачева, доцент Л.М. Абазова), истории языка и сравнительного славянского языкознания (проф. Дж.Н. Коков), русской и национальной филологии (проф. М.Л.Апажев). Все кафедры, за исключением кафедры русского языка для иностранных учащихся, в последние десятилетия вошли в состав кафедры русского языка и общего языкознания.
За прошедшие годы по русскому языку и литературе подготовлены тысячи специалистов. В частности, по материалам архива КБГУ с 1944 года (архив за 1932-1943 гг. не сохранился) диплом с отличием получили около 400 выпускников.
Наши выпускники – это политические и общественные деятели, поэты, писатели, ученые, работники научных учреждений и учебных заведений, государственные служащие, работники культуры, силовых структур, журналисты, менеджеры, бизнесмены. Они востребованы в вузах, колледжах, школах, научно-исследовательских институтах, редакциях газет и журналов, издательствах, на радио и телевидении, в архивах, библиотеках, музеях, деловых кругах, туристических агентствах, отечественных и иностранных фирмах.
С начала 90-х годов установились тесные контакты ученых кафедры и с зарубежными вузами и научными центрами. Особо следует отметить работу профессоров Габуниа З.М. в Гранадском универститете (Испания), А.И. Геляевой – в Фатихском университете, в Институт языка, истории и культуры им. Ататюрка (Турция). В 2014-2016 гг. на кафедре читали лекции и вели практические занятия профессор Университета Мачерата Витторио Томеллери, профессор Университета Гранады (Испания) Рафаэль Гусман Тирадо. В настоящее время кафедра сотрудничает с Абхазским государственным университетом, Брестским государственным университетом им. А.С. Пушкина, Витебским филиалом Международного университета «МИТСО», Южно-Казахстанским государственным педагогическим университетом (г. Шымкент), Кыргызско-Российским Славянским университетом (г. Бишкек), Луганским национальным университетом им. В. Даля. В 2016–2019, 2021 гг. кафедра реализует международный проект «Корни дружбы наших народов – в нашей истории» (страны-участники – Россия, Абхазия, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Южная Осетия) при финансовой поддержке в 2016, 2017, 2018 гг. фонда «Русский мир»; в 2019, 2021 гг. – фонда грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества; грантополучатель – Ассоциация студентов вузов Северного Кавказа.
С 2009 года при кафедре успешно функционирует научно-образовательный центр русского языка и культуры.
КБГУ является коллективным членом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
Кафедра осуществляет учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую работу по русскому языку, теории языка, ведет подготовку специалистов по направлениям:
- 03.01 «Филология», профиль подготовки «Отечественная филология» («Русский язык и литература») (уровень бакалавриата);
- 04.01 Филология (профиль «Отечественная филология»; магистерская программа «Русская филология»;
- 03.01 Филология (Отечественная филология. Кабардино-черкесский язык и литература, русский язык и литература);
- 03.01 Филология (Отечественная филология. Карачаево-балкарский язык и литература, русский язык и литература);
подготовку научно-педагогических кадров по специальностям:
- 9.5 «Русский язык. Языки народов Российской Федерации», 5.9.8 «Теоретическая, прикладная, сравнительно-сопоставительная лингвистика»).
Кроме того, на всех направлениях подготовки специалистов, реализуемых в КБГУ, сотрудники кафедры ведут дисциплины «Русский язык и культура речи», «Родной язык» («Русский язык»), на направлении подготовки 31.05.03 Стоматология – дисциплину «Культура речи в профессиональной сфере», на направлении подготовки 45.03.02 Лингвистика (Теория и практика межкультурной коммуникации)– «Основы языкознания».
На кафедре подготовлены и реализованы программы дополнительного профессионального образования «Культура речи и этика общения в сфере образования» (Башиева С.К., Дохова З.Р., Шогенова М.Ч.; 2021 год); «Организация проектной деятельности в вузе в контексте программы стратегического развития» (Башиева С.К., 2022 год).
На кафедре функционируют лингвистический кружок (руководитель – доцент Дохова З.Р.), научный семинар для магистрантов (руководитель – профессор Геляева А.И.).
Основное направление деятельности. Подготовка специалистов в области русской филологии.
Научные интересы кафедры: Русский язык в полиэтнической среде; семантика и прагматика языковых единиц.
Состав кафедры:
- Башиева Светлана Конакбиевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой.
- Бижева Зара Хаджимуратовна, доктор филологических наук, профессор.
- Геляева Ариука Ибрагимовна, доктор филологических наук, профессор.
- Кремшокалова Марина Чафленовна, доктор филологических наук, доцент.
- Дохова Залина Руслановна, кандидат филологических наук, доцент.
- Макитова Танзиля Тахировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель.
- Мокаева Ирина Рамазановна, кандидат филологических наук, доцент.
- Ульбашева Зульфия Мустафировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель.
- Чайка Надежда Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, директор НОЦ русского языка и культуры КБГУ (внутренний совместитель).
- Чернышова Елена Борисовна, доктор филологических наук, доцент (внешний совместитель).
- Шогенова Марина Чашифовна, кандидат филологических наук, доцент.
Научные направления кафедры – русский язык в полиэтнической среде, семантика и прагматика языковых единиц.
Профориентационная работа.
Цель – организация и проведение системной работы со студентами вузов, колледжей и учащимися школ по изучению, популяризации русской словесности.
Профориентационная работа проводится в следующих форматах: учебном (компенсирующем, развивающем) в четырех филологических классах; профориентационном (мотивационном) в рамках программы «Фестиваль русского языка и культуры «Мы – россияне!» (олимпиады, конкурсы, конференции, флешмобы, театрализованные постановки, международная летняя школа, передачи на радио по культуре речи и др.); научно-методическом для учителей: семинар «Актуальные вопросы качества преподавания русского языка и литературы: проблемы и пути решения».
Создана система профориентационной работы «школа (ученик – учитель) – вуз/кафедра/студент)» в рамках фестиваля русского языка и культуры «Мы – россияне!»: мероприятия для учащихся и студентов олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, конкурс чтецов «Полиязычный Александр Сергеевич Пушкин», научная конференция «Первые шаги в науку», для учителей – конкурс педагогического мастерства, семинар «Актуальные вопросы качества преподавания русского языка и литературы: проблемы и пути решения», направленные на популяризацию русского языка и культуры в республике, изменение отношения учащихся к филологии, мотивацию к хорошему владению русским языком. Проект в 2017 году т вошел в сборник «100 проектов про чтение –2017. Региональные практики и актуальные инициативы». На базе университета создана и работает Кабардино-Балкарская общественная организация «Ассоциация учителей русского языка и литературы» (КБОО «АПРИЛ»), что позволяет кафедре поддерживать живую связь с общеобразовательными организациями республики. Сотрудники кафедры участвуют в работе НОУ «Сигма», конкурсах, олимпиадах по русскому языку в качестве экспертов, заведующая кафедрой является экспертом по русскому языку РСОШ.
Работа кафедры отражается в социальной сети «Vkontakte», газетах, телепередачах, радиопередачах.
Сотрудники
- Башиева Светлана Конакбиевна
Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания
- Дохова Залина Руслановна
Заместитель директора социально-гуманитарного института по инновационной деятельности и информатизации, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания
- Бижева Зара Хаджимуратовна
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания
- Геляева Ариука Ибрагимовна
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания
- Кремшокалова Марина Чафленовна
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания
- Табаксоева (Мокаева) Ирина Рамазановна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания
- Чайка Надежда Евгеньевна
Кандидат филологических наук, доцент, директор научно-образовательного центра русского языка и культуры кафедры русского языка и общего языкознания КБГУ, внутренний совместитель
- Чернышова Елена Борисовна
Доктор филологических наук, доцент, старший методист лаборатории дошкольного и начального общего образования ГБУ ДПО «ЦНППМ»
- Шогенова Марина Чашифовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания
- Макитова Танзиля Тахировна
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания
- Ульбашева Зульфия Мустафировна
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания
- Гонгапшева Карина Асланбековна
Ассистент кафедры русского языка и общего языкознания
магистратура
Направление: 45.04.01 Филология
Магистерская программа: Русская филология
Реализация: очная
Цель магистерской программы:
– подготовка выпускника к педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях на основе существующих методик;
– подготовка выпускника к научно-исследовательской деятельности в области филологии с применением полученных теоретических знаний и практических навыков;
– подготовка специалистов, знающих современное состояние русской филологии, способных критически оценивать новые теоретические идеи и подходы, творчески мыслящих и предлагающих решения актуальных вопросов русского языкознания и литературоведения;
– подготовка выпускника к самостоятельному обучению и освоению новых профессиональных знаний и умений, непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
Выпускающие кафедры: кафедра русского языка и общего языкознания; кафедра русской и зарубежной литератур. Руководитель программы – Бауаев Кязим Каллетович, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литератур.
Дисциплины кафедры, определяющие направленность: филология в системе современного гуманитарного знания; методологические аспекты филологии; когнитивная лингвистика; русская фразеология; современная языковая ситуация и актуальные проблемы филологического образования, теория и методика преподавания русского языка и литературы в вузе и др.
Область и сферы профессиональной деятельности магистра.
Область профессиональной деятельности выпускников включает решение комплексных задач, связанных с использованием филологических знаний и умений, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в организациях культуры, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и в других областях социально-гуманитарной деятельности.
Сфера профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность в сфере русского языкознания и литературоведения; преподавание языковедческих и литературоведческих дисциплин в вузе, гимназиях, лицеях, работа в редакциях научных журналов, издательств и др. учреждениях.
практика
Практики:
Бакалавриат
45.03.01 Филология (Отечественная филология. Русский язык и литература)
- Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) – 2к; руководитель – Мокаева Ирина Рамазановна.
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности – 4к; руководитель – Чернышова Елена Борисовна.
- Преддипломная практика – 4к; руководитель -Дохова Залина Руслановна.
Магистратура
45.04.01 Филология (Русская филология)
- Ознакомительная практика – 1 г.о., руководитель – Шогенова Марина Чашифовна.
- Педагогическая практика – 2 г.о., руководитель – Дохова Залина Руслановна.
- Преддипломная практика – 2 г.о., руководитель -Шогенова Марина Чашифовна.
- Редакторская практика- 1г.о., руководитель – Шогенова Марина Чашифовна.
45.03.01. ФИЛОЛОГИЯ (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОЛОГИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)
1. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы). Учебная практика
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) ориентирована на профессионально-практическую подготовку студентов, закрепляет знания и умения, приобретаемые ими в результате освоения теоретических курсов по русскому языку и общему языкознанию.
Цель практики:
- овладение основными методами и приемами ведения научно-исследовательской работы;
- формирование знаний по проведению научно-исследовательских работ;
- формирование навыков проведения научно-исследовательских работ.
Задачи практики:
- сбор и систематизация материалов, выполнение индивидуального задания;
- формирование компетенций, установленных ФГОС ВО и закрепленных учебным планом за НИР;
- освоение современных информационных технологий и профессиональных программных комплексов, применяемых в области филологии;
- совершенствование навыков подготовки, представления и защиты информационных, аналитических и отчетных документов по результатам профессиональной деятельности и практики;
- приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения научных работ;
- обеспечение готовности студента к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;
- самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний.
Студент при выполнении научно-исследовательской работы получает от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с ее организацией и выполнением, отчитывается перед научным руководителем о выполняемой работе в соответствии с индивидуальным планом.
Научно-исследовательская работа предполагает самостоятельное создание собственного текстового научного материала.
Этапы научно-исследовательской работы.
- Организационный (ознакомительный) этап – планирование работы (составление индивидуального плана работы, определение цели и задач научно-исследовательской работы, консультация с преподавателем, ознакомление с нормативными документами по научно-исследовательской работе).
- Научно-исследовательский (основной) этап – Определение источников информации, направлений исследований, сбор и систематизация языкового материла для анализа, анализ языкового материала).
- Заключительный этап (подготовка отчетной документации; участие в итоговой конференции; пожелания и рекомендации по проведению практики).
Практика проводится в структурных подразделениях КБГУ, в том числе на кафедре «Русского языка и общего языкознания», обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
Выбор мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Форма проведения практики – дискретно: по видам проведения.
Учебная практика проводится на ОФО в 4 семестре.
Продолжительность практики – 2 недели.
2. Научно-исследовательская работа. Производственная практика
Цели практики – овладение основными приемами ведения научно-исследовательской работы; получение навыков проведения научно-исследовательских работ; знакомство с циклом и порядком проведения научно-исследовательских работ; приобретение студентами практических навыков работы с научной и научно-методической литературой.
Задачи практики
- сбор и систематизация материалов, выполнение индивидуального задания;
- формирование компетенций, установленных ФГОС ВО и закрепленных учебным планом за НИР;
- освоение современных информационных технологий и профессиональных программных комплексов, применяемых в области филологии;
- совершенствование навыков подготовки, представления и защиты информационных, аналитических и отчетных документов по результатам профессиональной деятельности и практики;
- приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения научных работ;
- обеспечение готовности студента к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;
- самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний.
Этапы практики:
1 этап практики – организационно-подготовительный этап
Решение организационных вопросов:
1) распределение обучающихся по местам практики;
2) знакомство с целью, задачами, программой, порядком прохождения практики;
3) получение заданий от руководителя практики от университета;
4) информация о требованиях к отчетным документам по практике;
5) первичный инструктаж по технике безопасности.
2 этап практики – производственный (основной) этап
1)Разработка индивидуального плана исследования, где должны быть отражены: формулировка проблемы исследования, цели, задачи; объект, предмет и гипотеза исследования; инструментарий, формы и методы сбора материалов по проблеме исследования.
2)Составление библиографии по теме научной работы.
3)Ознакомление с научными методиками, технологией их применения, способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретаций.
4)Ведение дневника научно-исследовательской работы, отражающего все моменты пребывания и работы студента на протяжении всего периода практики.
5)Изучение литературы и отбор фактического материала.
6)Работа с каталогом в отделах библиотеки.
7)Сбор материала по теме и выполнение индивидуальных заданий руководителя практики.
8)Уточнение требований, предъявляемых к научным работам, знакомство со стандартами и инструкциями, определяющими правила оформления научных работ.
9) Оформление текста научной работы, списка литературы, приложений в соответствии с требованиями ГОСТа.
10) Формулирование выводов и практических рекомендаций. Окончательное оформление и выводы по научной работе.
3 этап практики – заключительный этап
1)Представление дневника практики и защита отчета о практике на промежуточной аттестации.
2)Представление и защита научной работы.
Практика проводится в структурных подразделениях КБГУ, в том числе на кафедре «Русского языка и общего языкознания», обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Выбор мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Учебная практика проводится на 3 курсе в 6 семестре.
Продолжительность практики – 2 недели.
3. Практика по получению профессиональных умений и опыта в профессиональной деятельности.
Цель практики – формирование соответствующих компетенций через применение полученных теоретических знаний, обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью, формами и методами работы, приобретения профессиональных навыков, необходимых для работы, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать поставленные задачи; овладение бакалаврами современными технологиями обучения и воспитания в условиях реального учебного процесса.
Задачи практики:
- освоение стилистических норм, а также умения говорить и писать в соответствии с целями, задачами, условиями общения;
- анализ текста, созданного в рамках одного из функциональных стилей литературного языка;
- формирование умения литературной обработки текста, навыков редакторской правки;
- развитие навыков анализа языкового материала и умение пользоваться соответствующим понятийным аппаратом;
- проверка и закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков, приобретенных в результате освоения теоретических курсов;
- овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм занятий и их анализа;
- формирование представления о современных образовательных информационных технологиях;
- привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации педагогической деятельности бакалавров;
- приобщение профессиональных личностных качеств будущего преподавателя, отвечающих современным требованиям общества;
- выработка практических навыков и умений, составляющих основу педагогической деятельности, комплексное формирование универсальных и учебных компетенций.
- привитие студентам любви к педагогической деятельности;
- формирование у студентов навыков наблюдения, изучения, анализа педагогического процесса, использования лучшего опыта педагогической работы в школе.
Основные этапы практики
Организационно-подготовительный этап предполагает решение организационных вопросов: 1) подготовка программы и проекта приказа производственной практики студентов; 2) проведение установочной конференции по прохождению практики (ознакомление студентов с целями и задачами практики, заданиями на период практики); 3) первичный инструктаж по технике безопасности.
Производственный (основной) этап.
1) Встреча с групповыми методистами и руководством кафедры, ознакомительная лекция; 2) Разъяснение целей и задач учебно-педагогической практики, прав и обязанностей практикантов, содержания практики; 3) Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, распределение по группам; 4) Планирование учебной и внеаудиторной работы по русскому языку и литературе; 5) Работа с академической группой, изучение функций куратора и внеаудиторной работы; 6) Ведение дневника педагогической практики, отражающего все моменты пребывания и работы студента на протяжении всего периода практики; 7) Проведение уроков; 8) Взаимопосещение аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий; 9) Овладение методикой планирования воспитательной работы; 10) Овладение умениями и навыками подготовки и проведения основных воспитательных мероприятий; 11) Проведение зачетных уроков (2 урока: по русскому языку и литературе); 12) Проведение зачетного внеаудиторного мероприятия (1); 13) Проведение зачетного классного часа (1).
Заключительный этап. 1) Анализ собранной информации; 2) Представление дневника практики и защита отчета о практике на промежуточной аттестации.
Формы отчетности студентов о прохождении производственной практики – Практики по получению профессиональных умений и опыта в профессиональной деятельности:
- индивидуальный план работы студента, отражающий основные направления его работы, календарные сроки выполнения и отметки о выполнении;
- отчет о пройденной практике;
- планы-конспекты проведенных занятий, утвержденные учителем и групповым руководителем;
- план-сценарий проведенного зачетного внеаудиторного мероприятия;
- психолого-педагогическая характеристика на ученика класса;
- характеристика студента-практиканта.
- отчет о практике.
Форма аттестации – дифференцированный зачет с выставлением оценки.
Практика по получению профессиональных умений и опыта в профессиональной деятельности проводится на 4 курсе в 8 семестре.
Продолжительность – 2 недели.
4. Преддипломная практика.
Цель практики – выполнение выпускной квалификационной работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях и направленной на развитие у бакалавров способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам; умений объективной оценки научной информации.
Задачи практики:
- сбор и систематизация материалов, выполнение выпускной квалификационной работы;
- формирование компетенций, установленных ФГОС ВО и закрепленных учебным планом;
- обучение студентов проведению локальных исследований в области филологического знания с аргументированными заключениями и выводами;
- освоение современных информационных технологий и профессиональных программных комплексов, применяемых в области филологии;
- совершенствование навыков подготовки, представления и защиты информационных, аналитических и отчетных документов по результатам профессиональной деятельности и практики;
- развитие исполнительских и лидерских качеств у обучающихся.
Основные этапы практики
Организационно-подготовительный этап предполагает решение организационных вопросов: 1) распределение обучающихся по местам практики; 2) знакомство с целью, задачами, программой, порядком прохождения практики; 3) получение заданий от руководителя практики от университета; 4) информация о требованиях к отчетным документам по практике; 5) первичный инструктаж по технике безопасности.
Производственный (основной) этап. 1) Сбор материала по теме ВКР и выполнение индивидуальных заданий руководителя практики. Уточнение требований, предъявляемых к бакалаврским работам, знакомство со стандартами и инструкциями, определяющими правила оформления научных работ; 2) Выявление недочетов в выпускной квалификационной работе, уточняющий вид работы в архиве/библиотеке; 3) Проверка чернового варианта выпускной квалификационной работы, согласование и утверждение научным руководителем; 4) Оформление текста ВКР, списка литературы, приложений в соответствии с требованиями ГОСТа; 5) Формулирование выводов и практических рекомендаций.
Заключительный этап. 1) Представление дневника практики и защита отчета о практике на промежуточной аттестации; 2) Представление выпускной квалификационной работы руководителю от университета – руководителю выпускной квалификационной работы.
Формы отчетности студентов о прохождении производственной практики – преддипломной практики:
– дневник практики,
– отчет о практике;
– выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа.
– аннотация работы.
Форма аттестации – дифференцированный зачет с выставлением оценки.
Преддипломная практика проводится на 4 курсе в 8 семестре.
Продолжительность практики – 4 недели.
45.04.01. ФИЛОЛОГИЯ (РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ)
- Ознакомительная практика.
Цель практики – подготовить магистрантов к профессиональной деятельности в области научно-исследовательской деятельности, обеспечить формирование практикоориентированных и профессиональных компетенций, которые подготовят компетентного специалиста, обладающего комплексом профессиональных знаний, умений, навыков в области оценки, редактирования и экспертизы научно-методических материалов по филологическим дисциплинам.
В рамках прохождения ознакомительной практики решаются следующие задачи:
- актуализация, углубление и закрепление знаний, полученных магистрантами в ходе теоретического обучения и изучения практикоориентированных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов;
- расширение и закрепление знаний студентов о научном тексте как об объекте филологического анализа и редактирования;
- развитие навыков и анализа языкового материала и умение пользоваться соответствующим понятийным аппаратом;
- ознакомление магистрантов с разнообразными аспектами филологического подхода к тексту, основным приемам редактирования научного текста;
- овладение навыками квалифицированной литературной обработки текстов научного стиля;
- овладение навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка;
- формирование представления о значении ознакомительной работы в научно-исследовательской деятельности;
- отработка навыков работы рецензирования и экспертизы научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам в профессиональном коллективе, эффективной коммуникации с авторами текстов или авторским коллективом.
В результате прохождения ознакомительной практики магистрант должен
знать:
– теорию и методику анализа и редактирования научно-исследовательских текстов;
– критерии анализа, редактирования и экспертизы научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам;
– особенности работы редактора по процедуре подготовки и редактирования научных публикаций;
уметь:
– самостоятельно проводить научные исследования, подготавливать собственные научные работы к публикации;
– редактировать, рецензировать и проводить экспертизу филологических текстов;
владеть:
– логическими и композиционными навыками редактирования научных текстов;
– основными принципами ознакомительной оценки научных публикаций;
– основными видами правки в процессе редактирования научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам;
приобрести:
– практический опыт самостоятельного анализа и редактирования и рецензирования научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам.
В период прохождения практики магистрант обязан:
- выполнять работы, предусмотренные программой практики и индивидуальным планом;
- подчиняться действующим на предприятии, учреждении, организации (далее предприятии) правилам внутреннего трудового распорядка;
- выполнять производственные указания руководителей практики, обеспечивать высокое качество выполняемых работ, изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
- систематически вести дневник-отчет практики;
- после прохождения практики предоставить дневник-отчёт и отчёт по практике.
Основные этапы практики
Организация ознакомительной практики – проведение установочной конференции по прохождению практики (ознакомление с целями и задачами практики, заданиями на период практики); ознакомление с программой практики; обсуждение основных требований по составлению индивидуального плана практики; уточнение требований, предъявляемых к редакторским работам, знакомство со стандартами и инструкциями, определяющими правила оформления научных работ; актуализация методики редакторского анализа и правки текста, определение видов редакторского чтения и видов правки.
Производственный этап (редакторская деятельность) – выборка научного материала из магистерской диссертации для редактирования. Подбор материала для научной статьи. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное). Определение темы и структуры для научной статьи. Редакторская работа с композицией научного текста. Введение (обоснование актуальности темы; обзор теоретических аспектов по изучаемому вопросу; конкретизация объекта и предмета исследования, цели и задач; отражение гипотезы; методы исследования, предварительные выводы). Основная часть композиции научного текста (ключевые теории и моменты, доказательная база, анализ реальной ситуации и выводы автора, предложения по решению проблемы и оценка эффективности выдвинутых мер). Заключение (результаты, итоги исследования). Редактирование научного текста с точки зрения логической основы. Основные законы логического мышления и их применение в практике редактирования. Смысловые ошибки, возникающие вследствие нарушения логики изложения. Внутренняя рубрикация научного текста. Редакторская работа с фактической основой текста. Анализ фактической основы. Приемы проверки фактической точности и достоверности текста. Работа с цитатами и ссылками: цитаты как вид фактического материала; способы передачи чужого слова в научном тексте; оформление цитат; виды ссылок и правила их оформления (ГОСТы). Работа над языком и стилем текста. Лексические средства текстов научного стиля. Виды лексических ошибок и способы их устранения. Редакторская работа с терминологией научного текста. Работа над языком и стилем текста. Синтаксические средства текстов научного стиля. Виды синтаксических ошибок и способы их устранения. Корректорская правка текста. Проверка соответствия редактируемого текста правилам орфографии и пунктуации. Корректировка библиографии и оформление библиографических изданий.
Подготовка отчетной документации по итогам прохождения ознакомительной практики – представление дневника практиканта, заполненного согласно выполненной работе; представление и публичная защита (презентация) научно-исследовательских работ по ознакомительной практике; проведение итоговой конференции ознакомительной практики.
Практика проводится в структурных подразделениях КБГУ, в том числе на кафедре русского языка и общего языкознания, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Выбор мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Ознакомительная практика проводится на 1 курсе во 2 семестре.
Продолжительность – 2 недели.
2. Редакторская практика.
Цель практики – подготовить магистрантов к редакторской профессиональной деятельности в области научно-исследовательской деятельности, обеспечить формирование практикоориентированных и профессиональных компетенций, которые подготовят компетентного специалиста, обладающего комплексом профессиональных знаний, умений, навыков в области редактирования и экспертизы научно-методических материалов по филологическим дисциплинам
В рамках прохождения редакторской практики решаются следующие задачи:
- актуализация, углубление и закрепление знаний, полученных магистрантами в ходе теоретического обучения и изучения практикоориентированных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов;
- расширение и закрепление знаний студентов о научном тексте как об объекте редактирования;
- развитие навыков и анализа языкового материала и умение пользоваться соответствующим понятийным аппаратом;
- ознакомление магистрантов с разнообразными аспектами работы редактора, основным приемам редактирования научного текста;
- овладение навыками квалифицированной литературной обработки текстов научного стиля;
- овладение навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка;
- формирование представления о значении редакторской работы в научно-исследовательской деятельности;
- отработка навыков работы рецензирования и экспертизы научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам в профессиональном коллективе, эффективной коммуникации с авторами текстов или авторским коллективом;
- подготовка и редактирование научных публикаций.
В результате прохождения редакторской практики магистрант должен
Знать:
– теорию и методику редактирования научно-исследовательских текстов;
-критерии редактирования и экспертизы научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам;
-особенности работы редактора по процедуре подготовки и редактирования научных публикаций.
Уметь:
– самостоятельно проводить научные исследования, подготавливать собственные научные работы к публикации;
– редактировать, рецензировать и проводить экспертизу филологических текстов.
Владеть:
– логическими и композиционными навыками редактирования научных текстов;
– основными принципами редакторской оценки научных публикаций;
– основными видами правки в процессе редактирования научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам.
Приобрести:
– практический опыт самостоятельного редактирования и рецензирования научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам.
В период прохождения практики магистрант обязан:
- выполнять работы, предусмотренные программой практики и индивидуальным планом;
- подчиняться действующим на предприятии, учреждении, организации (далее предприятии) правилам внутреннего трудового распорядка;
- выполнять производственные указания руководителей практики, обеспечивать высокое качество выполняемых работ, изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
- систематически вести дневник-отчет практики;
- после прохождения практики предоставить дневник-отчёт и отчёт по практике.
Основные этапы практики
Теоретическая и техническая подготовка магистрантов – установочная конференция по прохождению редакторской практики: определение цели, задач, этапов организации и процедуры проведения практики; составление и корректировка плана работы; ознакомление магистрантов с основными требованиями во время прохождения практики
Организация запланированной практики – консультация с руководителем практики; ознакомление практикантов с основными критериями редакторской оценки научно-исследовательского текста и основными методическими процедурами анализа и правки текста; формирование практических умений и навыков работы по улучшению редактируемого текста; основные методические процедуры анализа и правки текста
Производственный этап (редакторская деятельность) – совершенствование практических навыков редактирования по основным свойствам анализируемого текста (редакторская работа с логической основой текста (издания); совершенствование практических навыков редактирования по основным свойствам анализируемого текста (редакторская работа с фактической основой текста); совершенствование практических навыков редактирования по основным свойствам анализируемого текста (редакторская работа с композицией текста); совершенствование практических навыков редактирования по основным свойствам анализируемого текста (стилистическая правка в редакторской практике); совершенствование практических навыков редактирования по основным свойствам анализируемого текста (редакторская работа по лингвистическому редактированию); совершенствование практических навыков рецензирования и экспертизы научно-методических и учебно-методических материалов; редактирование и подготовка научно-исследовательских статей к публикации
Подготовка отчетной документации по итогам прохождения редакторской практики – представление дневника практиканта, заполненного согласно выполненной работе; представление и публичная защита (презентация) научно-исследовательских работ по редакторской практике; проведение итоговой конференции редакторской практики
Практика проводится в структурных подразделениях КБГУ, в том числе на кафедре «Русского языка и общего языкознания», обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, и т.п.
Выбор мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Редакторская практика проводится у магистрантов 2 г.о. в 4 семестре.
Продолжительность практики – 2 недели.
3. Педагогическая практика.
Цель практики – подготовка к профессиональной деятельности будущих специалистов на основе формирования и развития методических умений и навыков, необходимых в процессе осуществления педагогической практики.
Задачи практики:
- формирование и развитие профессиональных личностных качеств будущего педагога;
- развитие интереса магистранта к профессиональной деятельности педагога;
- проверка и закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных магистрантами при изучении курсов педагогики, психологии, теории воспитания, методики преподавания русского языка и литературы в вузе, а также специальных дисциплин;
- формирование и развитие у практикантов умений и навыков в процессе самостоятельной организации и осуществления учебно-воспитательной работы;
- ознакомление практикантов с учебно-воспитательным опытом педагогической деятельности в вузе;
- развитие у магистрантов навыков наблюдения, изучения, анализа педагогического процесса;
- выработка у практикантов творческого и исследовательского подходов к организации учебно-воспитательного процесса;
- формирование потребностей у будущих специалистов в самовоспитании, самообразовании и самосовершенствовании.
Педагогическая деятельность охватывает следующие виды работ:
- подготовка учебных материалов и осуществление учебно-планирующей деятельности;
- проведение занятий;
- взаимопосещение и анализ занятий сокурсников;
- точное отражение хода практики в ежедневных записях в дневниках практиканта;
- выполнение индивидуального плана практики;
- план проведенных открытых лекционных занятий и их анализ;
- план проведенных практических занятий и их анализ;
- отчет о прохождении педагогической практикой.
Основные этапы практики
Первый этап работы. Проведение установочной конференции (на базе КБГУ). Знакомство с руководителем практики, инструктаж, решение организационных вопросов.
Второй этап работы. Составление индивидуального плана научно-педагогической работы, утверждение плана и графика работы с руководителем-методистом от кафедры. Определение совместно с руководителем-методистом от кафедры и научным руководителем магистерской диссертации дидактических и методических аспектов магистерской работы, которые могут быть реализованы и апробированы в ходе практики. В соответствии со своим индивидуальным планом магистр самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в вузе; знакомство с методиками подготовки и проведения учебных занятий; освоение инновационных образовательных технологий; знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, дидактические материалы, тезисы и т.п.
Третий этап работы. Преподавательская деятельность. Подготовка методических разработок занятий. Практикант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных педагогов. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т.д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме или по схеме.
Четвертый этап работы. Самостоятельная педагогическая деятельность практиканта. Практикант самостоятельно готовит и проводит учебное занятие, отражающее презентацию изготовленных наглядных пособий, психолого-педагогическое тестирование, деловые игры и другие инновационные формы занятий и т.д. Практикант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде. Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы практиканта по прохождению практики. В зависимости от индивидуального плана практикант может несколько раз участвовать в проведении занятий. Кроме того, практикант посещает в качестве наблюдателя занятия, подготовленные другими практикантами, и оценивает их. Проведение воспитательного мероприятия и самоанализ.
Пятый этап работы. Подготовка отчетов по всем видам деятельности, представление научно-педагогической работы на итоговой конференции.
Форма отчетности. По завершении практики практикант готовит и сдает отчет о прохождения практики; развернутый отчет о выполненной работе в период практики (объемом не менее 15 страниц печатного текста), включающий в себя следующие характеристики:
Титульный лист – фамилия, имя, отчество практиканта, направление подготовки; место прохождения практики, научный руководитель;
Отчетная документация
- Введение;
- Индивидуальный план практики в соответствии с содержанием практики;
- Дневник практики, в котором отражаются основные этапы прохождения практики в соответствии с индивидуальным планом работы (с указанием даты);
- План-конспект проведенного открытого зачетного лекционного занятия;
- План-конспект проведенного открытого зачетного практического занятия;
- Анализ посещенного лекционного или практического занятия, проведенного другим магистрантом;
- Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы;
- Отчет о практике;
- Характеристика практиканта с оценкой, поставленной руководителем;
- Заключение (описание навыков и умений, приобретенных на практике; предложения по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работы; индивидуальные выводы о практической значимости проведенной педагогической работы; список использованных источников; рекомендации, пожелания по организации и проведению практики).
Педагогическая практика проводится у магистрантов 2 г.о. в 4 семестре.
Продолжительность практики – 10 недель.
4. Преддипломная практика.
Целью преддипломной практики – организация работы по корректировке, совершенствованию и завершению теоретической и практической части выпускной магистерской работы.
Задачи практики:
– систематизация информации, необходимой для написания выпускной квалификационной работы;
– закрепление навыков и умений у магистрантов индивидуального опыта научно-исследовательской работы;
-совершенствование компетенций у выпускников проектировать и планировать научную деятельность;
– выработка у магистрантов способности самостоятельно формулировать и обосновывать выводы и заключения из научных исследований, умения применять принципы аргументации и доказательства полученных и сформулированных выводов собственных исследований;
– совершенствование умений магистрантов использовать общенаучные и филологические методы исследования при решении конкретных научно-исследовательских задач;
– закрепление навыков сбора и анализа литературы по теме исследования с использованием библиотечных и электронных ресурсов;
Основные этапы практики
Организационно-подготовительный этап практики – проведение установочной конференции; ознакомление магистрантов с целью, задачами, программой, формой и требованиями практики; получение заданий от руководителя практики; составление индивидуального плана работы.
Основной этап практики. Работа по совершенствованию выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями по написанию и оформлению магистерской диссертации. Корректировка теоретической части научного исследования (обоснование степени изученности исследуемой проблемы, обоснование имеющегося научного задела по проблеме, выявление соответствия выводов содержанию главы, работа со ссылками в тексте и библиографическим списком и т.д.); корректировка практической части работы (определение степени самостоятельности исследовательской части, ее логичности и структурированности, обоснование полученных результатов, проверка информативности и доказательности выводов по исследуемой проблеме и т.п.); совершенствование Введения (цель, задачи, актуальность, объект, предмет исследования, рабочая гипотеза, методы, теоретическая и практическая значимость и т. д.); работа с Заключением диссертации (проверка степени достижения цели и решения поставленных задач, обоснованность сделанных выводов и полученных результатов т т.д.); работа с библиографией и использованной литературой в соответствии с требованиями оформления диссертации; подготовка автореферата магистерской диссертации; подготовка выступления на защите.
Заключительный этап практики. Подготовка материалов к отчету преддипломной практики (оформление текста магистерской диссертации в соответствии с требованиями ГОСТа; развернутый план научной работы; библиографический список источников, использованных в подготовке текста исследования; предварительный вариант диссертации; аннотация работы; отчет о прохождении преддипломной практики). Защита работы на итоговой конференции. Аттестация по итогам практики.
Практика проводится в структурных подразделениях КБГУ, в том числе на кафедре русского языка и общего языкознания, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Выбор мест прохождения практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
Преддипломная практика проводится у магистрантов 2 г.о. в 4 семестре.
студенческий кружок
На кафедре активно и плодотворно работает лингвистический кружок (рук. – к.фил.н., доцент Дохова З.Р.). Целью функционирования лингвистического кружка является исследование представляющих интерес для всех участников научного семинара проблем.
В работе лингвистического кружка активное участие принимают студенты второго, третьего, четвёртого курсов направления «Филология», профиля «Отечественная филология (Русский язык и литература)»; а также магистранты первого и второго года, обучающиеся по магистерской программе «Русская филология».
Лингвистический кружок работает в соответствии с утвержденным в начале учебного года планом. До составления плана работы в сентябре проводится первое заседание, на котором утверждается круг вопросов, вызывающий особый интерес у студентов и магистрантов, являющихся членами данного кружка.
На заседания кружка часто приглашаются представители общественных организаций, государственных органов: так, на заседание кружка были приглашены замруководителя УФАС по КБР Кумахова А.В. и начальник отдела Управления Куантов А.С., на данном заседании были рассмотрены вопросы, связанные с проблемой «ЯЗЫК РЕКЛАМЫ». Обозначенная тема – «Вывески и указатели в г. Нальчик, содержащие сведения рекламного характера: лингвостилистический анализ».
Во время работы лингвистического кружка реализуется творческий потенциал студентов и магистрантов, участники кружка наряду с традиционными методами подачи научного материала привлекают и инновационные приёмы (слайд-выступления, работа с интерактивной доской, сценические постановки).
Итог заседаний научного кружка на лингвистические темы по русскому языку, которые реализуют разные аспекты рассмотрения языковых единиц: гендерный, лингвокультурологический, лингвокогнитивный, прагматический – это, прежде всего, анализ, дискуссии, результатом которых становится небольшое научное открытие, в дальнейшем развиваемое и оформляемое студентами и магистрантами в виде дипломных проектов и магистерских диссертаций.