Кавказология. 2019. №3_Текуева М.А., Нальчикова Е.А., Коновалов А.А., Гугова М.Х.

Дата создания: 17.10.2019
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Текуева М.А., Нальчикова Е.А., Коновалов А.А., Гугова М.Х. Повседневное существование черкесов в условиях военного конфликта: этнография смерти // Электронный журнал «Кавказология». – 2019. – № 3. – С. 207-221. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-3-207-221

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

УДК 93/94-479 

DOI 10.31143/2542-212X-2019-3-207-221

 

ПОВСЕДНЕВНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕРКЕСОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА: ЭТНОГРАФИЯ СМЕРТИ[1]

М.А. ТЕКУЕВА

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

Email: tekuevamadina@gmail.com

 

Е.А. НАЛЬЧИКОВА

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

Email: elenalchik@yandex.ru

 

А.А. КОНОВАЛОВ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

E-mail: homunculus2@yandex.ru

 

М.Х. ГУГОВА

Институт гуманитарных исследований

Филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр

«Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: gugowa@mail.ru

Аннотация. Целью настоящего исследования стало изучение ментальных установок в культуре черкесов в отношении смерти и их проявление в повседневной практике. Выбор Кавказской войны (1763-1864) как хронологического периода для анализа предмета исследования обусловлен драматизмом исторических событий, мобилизовавших знаковые элементы обыденного уклада, которые характеризовали культурную самобытность народа. Статья опирается на источники нарративного, фольклорного и этнографического характера. Были применены современные научные методы и подходы истории повседневности, гендерной истории, истории ментальности. Применение их инструментария позволило раскрыть мотивацию поведения перед лицом смерти и ее восприятие черкесами в условиях затяжной войны: чувство страха, проявление бесстрашия или тревоги, ментальные изменения. Черкесы предстают не как абстрактная сторона конфликта, а как исторический субъект. Кавказская война состояла не только из битв, побед и поражений, ее наполняли конкретные судьбы, истории подвига и предательства, женские плачи и песни памяти. Война, с одной стороны превращает смерть в ежедневную реальность, с другой – возвышает частные скорбные переживания до значения национальной трагедии. В процессе изучения поставленной проблемы отмечены две разнонаправленные тенденции в развитии традиционных ритуальных практик: их культивация в условиях длительного военного противостояния и эрозия ментальных оснований традиционной культуры в результате колонизации края. В статье рассматривается отношение женщин к военным потерям (переживания, жертвы, стойкость, ритуальные функции) и их роль в формировании духа сопротивления у мужчин (механизмы психологического воздействия), а также отношение черкесов к погибшим на поле боя. Изучение этнографии смерти приводит авторов к выводу о значении ритуально-обрядовой культуры, как составной части идеологии борьбы за независимость, и семантического текста, транслирующего потомкам самобытные культурные ценности.

Ключевые слова: Кавказская война; черкесы; героическая смерть; забота о телах; ментальность; скорбные переживания; женская траурная риторика.

 

DAILY LIVES OF CIRCASSIANS IN CONFLICT-AFFECTED SITUATIONS: ETHNOGRAPHY OF DEATH 

M.A. TEKUEVA

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky st., 173

E-mail: tekuevamadina@gmail.com

 

E.A. NALCHIKOVA

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky st., 173

E-mail: elenalchik@yandex.ru

 

A.A. KONOVALOV

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky st., 173

E-mail: homunculus2@yandex.ru

 

M.Kh. GUGOVA

Institute of Humanitarian Researches

filial of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center

«Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

360000, KBR, Nalchik, Pushkin st., 18

E-mail: gugowa@mail.ru

Abstract. The current paper studies mental relations among Circassians towards death and their manifestations in day-to-day routines. The Caucasian war (1763-1864) constitutes the historical background for the research as a chronological milestone saturated with dramatic historical events and cultural landmarks representing ethnic distinctiveness. The paper is based on narrative, folklore, and ethnographical sources. The research methodology involves modern scholar approaches, i.e. everyday history (Alltagsgeschichte), gender history, and history of mentality. Implementation of these toolkits reveals behavioral drives in the face of death, perception of death amongst a conflict: sense of alarm, fearlessness, mental changes. Circassians within this framework do not merely portray an abstract party to a conflict, but historic subject. Not only battles, victories and defeats the Caucasian war embodies, but also it incorporated fortunes, feats and betrayals, laments and memorial song. On the one hand, a war transforms death into the routine, on the other hand, it elevates personal experiences up to the national tragedies. Authors emphasized two contrasting tendencies in the development of traditional ritual patterns: their cultivation amidst tedious military confrontation and erosion of traditional culture as a result of colonization of the North Caucasus. The article considers women’s attitudes towards wartime losses (distress, sacrifice, perseverance, ritual execution) ant their role in forming men’s spirit of resistance (mechanisms of psychological exposure), and attitudes among Circassians towards their died fellows on the battlefield. Ethnography of death and its study conclude into recognition of the value of ritual culture and semantic text that translated indigenous cultural values to descendants.

Keywords: Caucasian war; Circassians; heroic death; remains care; mentality; laments; women’s mourning discourse.

 

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований, проект № 17-01-00147-ОГН «Этнография смерти: этнокультурные взаимовлияния в повседневной практике полиэтничного населения Северного Кавказа».