Кавказология. 2020. №1_Хавжокова Л.Б.

Дата создания: 09.04.2020
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Хавжокова Л.Б. Эволюция венка сонетов в адыгской литературе: эстетика поэтики // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 1. – С. 280-293. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-280-293

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

УДК 821.352.3

DOI 10.31143/2542-212X-2020-1-280-293

 

ЭВОЛЮЦИЯ ВЕНКА СОНЕТОВ В АДЫГСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ЭСТЕТИКА ПОЭТИКИ

Л.Б. ХАВЖОКОВА

Институт Гуманитарных исследований – филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: lyudmila-havzhokova.86@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию венка сонетов в адыгской литературе с акцентацией эстетики поэтики произведений, написанных в указанной жанровой форме. При этом сочетание «эстетика поэтики» не является формальным в данном контексте, поскольку в построении венка сонетов большое значение уделяется структурной организации – построении модели поэтического произведения, состоящего из определенного числа (пятнадцати) сонетов и строк (двести десять), коррелирующих между собой в рамках строгих канонов жанра, согласно которым конечная строка одного сонета служит началом последующего, а пятнадцатый (заключительный) сонет, называемый «магистралом» (или «магистральным сонетом»), представляет собой произведение, состоящее из начальных строк предыдущих четырнадцати сонетов. Освоение подобной сложной жанровой формы сопровождалось определенными трудностями. В представленной статье выявляются проблемы генезиса и становления сонета и его эволюции до жанровой формы венка сонетов в адыгской литературе. Здесь впервые проводится комплексное исследование венка сонетов в национальных (кабардинской, черкесской, адыгейской) литературах. Основное внимание автора уделяется как композиционным, так и содержательным особенностям венков сонетов адыгских писателей. В частности, детализированному анализу подвергаются венки сонетов черкесских и кабардинских авторов: «Верен любви» («Лъагъуныгъэм сыхуэщыпкъэщ») Мухадина Бемурзова, «Ветер» («Жьыбгъэ») и «Эхо мелодии» («Пшыналъэм и джэрпэджэж») Мугаза Кештова, «Широкогрудый ветер» («Жьыбгъэ-бгъакъэ») Толи Камергоева. В результате исследования выявлены особенности поэтики самой сложной по композиции и, следовательно, трудной для освоения жанровой формы – венка сонетов. К исследованию привлечен метод структурного анализа. В частности, изучен метрико-римовочный комплекс произведений, созданных в исследуемой жанровой форме. Отдельно рассмотрены тематика и проблематика венков сонетов, соответствие архитектоники, сонетов, образующих венок, и венков сонетов в целом строгим канонам жанра. Результаты ислледования могут стать подспорьем для исследователей адыгских литератур, а также при составлении спецкурсов по эволюции адыгской поэзии.

Ключевые слова: венок сонетов; адыгская литература; поэзия; лирика; лиро-эпика; жанровая форма; каноны жанра; архитектоника; стихотворный размер; метрика; рифма.

 

SONNET WREATH’S EVOLUTION IN ADYGHE LITERATURE: AESTHETICS OF POETICS

L.B. KHAVZHOKOVA

The Institute for the humanities research Affiliated Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

360000, KBR, Nalchik, Pushkina st., 18

E-mail: lyudmila-havzhokova.86@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of a wreath of sonnets in Adyghe literature with an emphasis on the aesthetics of poetics of works written in the specified genre form. Moreover, the combination of “aesthetics of poetics” is not formal in this context, since in the construction of a wreath of sonnets great importance is given to structural organization – the construction of a model of a poetic work consisting of a certain number (fifteen) sonnets and lines (two hundred and ten) correlating with each other within strict canons of the genre, according to which the final line of one sonnet serves as the beginning of the next, and the fifteenth (final) sonnet, called the “trunk” (or “main sonnet”), represents bout a work consisting of the initial lines of the previous fourteen sonnets. Mastering such a complex genre form was accompanied by certain difficulties. In this article, the problems of the genesis and formation of the sonnet and its evolution to the genre form of a wreath of sonnets in the Adyghe literature are revealed. Here, for the first time, a comprehensive study of a wreath of sonnets is conducted in national (Kabardian, Circassian, Adyghe) literature. The main attention of the author is paid to both compositional and substantial features of the wreaths of sonnets of Adyghe writers. In particular, wreaths of sonnets of Circassian and Kabardian authors are subjected to a detailed analysis: “Faithful to love” of Mukhadin Bemurzov, “Wind” and “Echo of melody” of Mugaz Keshtov, “Broad-chested wind” of Tolya Kamergoyev. As a result of the study, the features of poetics of the most complex composition and, therefore, difficult to master the genre form – a wreath of sonnets were revealed. The study involved the method of structural analysis. In particular, the metric-rhyme complex of works created in the studied genre form was studied. The topics and problems of sonnet wreaths, the correspondence of architectonics, sonnets forming a wreath, and sonnet wreaths in general to the strict canons of the genre are considered separately. The results of the study can be of help to researchers of Adyghe literature, as well as in the preparation of special courses on the evolution of Adyghe poetry.

Keywords: sonnet wreath; Adyghe literature; poetry; lyrics; lyro-epic; genre form; canons of the genre; architectonics; poetic size; metric; rhyme.