Кавказология. 2020. №1_Кучукова З.А., Бауаев К.К., Берберов Б.А.
Правильная ссылка на работу:
Кучукова З.А., Бауаев К.К., Берберов Б.А. Поэзия Алима Кешокова в контексте гачевской теории ускоренного развития литературы // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 1. – С. 251-268. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-251-268
УДК 82-1
DOI 10.31143/2542-212X-2020-1-251-268
ПОЭЗИЯ АЛИМА КЕШОКОВА В КОНТЕКСТЕ ГАЧЕВСКОЙ ТЕОРИИ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
З.А. КУЧУКОВА
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
E-mail: kuchuk60@list.ru
К.К. БАУАЕВ
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
E-mail: kazim_bauaev@mail.ru
Б.А. БЕРБЕРОВ
Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»
360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18
E-mail: burhan_berberov@mail.ru
Аннотация. В 1960 гг. отечественный философ Г.Д. Гачев выдвинул теорию ускоренного развития, согласно которой младописьменные литературы, опираясь на классические образцы, в ХХ веке совершают прогрессивный рывок и включаются в мировой культурный процесс. Авторы статьи на материале поэзии Алима Кешокова рассматривают действенность гачевской теории на практике. В рамках онтологической поэтики выявляются многочисленные диахронические и синхронические нити, связывающие творчество кабардинского поэта с базовыми культурологемами античности, Средневековья, Просвещения, романтизма и социалистического реализма. Проводя историко-культурные и интертекстуальные параллели, авторы обращаются к произведениям Гомера, Вольтера, Роберта Бернса, Эдгара По, Федерико Гарсиа Лорки, Антуана де Сент-Экзюпери. Особое внимание в статье уделяется архетипическим сюжетам, игровой поэтике, аллюзиям, прямому и косвенному цитированию иностранных писателей.
Ключевые слова: Георгий Гачев; ускоренное развитие; Северный Кавказ; кабардинская поэзия; Алим Кешоков; интертекст; мировая литература; античность; Просвещение; романтизм.
ALIM KESHOKOV’S POETRY IN THE CONTEXT OF GACHEV’S THEORY OF ACCELERATED DEVELOPMENT OF LITERATURE
Z.A. KUCHUKOVA
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky st., 173
E-mail: kuchuk60@list.ru
K.K. BAUAEV
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky st., 173
E-mail: kazim_bauaev@mail.ru
B.A. BERBEROV
The Institute for the Humanities Research – Affiliated of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»
360000, KBR, Nalchik, Pushkin st., 18
E-mail: burhan_berberov@mail.ru
Abstract. In 1960 Russian philosopher G.D. Gachev put forward the theory of accelerated development, according to which young writers, relying on classical models, in the twentieth century make a progressive breakthrough and are included in the world cultural process. The authors of the article, based on the material of Alim Keshokov’s poetry, examine the validity of Gachev’s theory in practice. In the framework of ontological poetics, numerous diachronic and synchronous threads are identified that connect the work of the Kabardian poet with the basic cultural studies of antiquity, the Middle Ages, the Enlightenment, romanticism and socialist realism. Drawing historical-cultural and intertextual parallels, the authors turn to the works of Homer, Voltaire, Robert Burns, Edgar Allan Poe, Federico Garcia Lorca, Antoine de Saint-Exupery. Particular attention is paid to archetypal plots, game poetics, allusions, direct and indirect quoting of foreign writers.
Keywords: Georgy Gachev; accelerated development; North Caucasus; Kabardian poetry; Alim Keshokov; intertext; world literature; antiquity; Enlightenment; romanticism.