Кавказология. 2020. №3_Болатова (Атабиева) А.Д.

Дата создания: 04.10.2020
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Болатова (Атабиева) А.Д. Теоретическое осмысление проблемы художественной циклизации (карачаево-балкарская поэзия и проза) // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 3. – С. 187-204. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-3-187-204

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

 

УДК  821.35

DOI 10.31143/2542-212X-2020-3-187-204

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦИКЛИЗАЦИИ (КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА)

А.Д. БОЛАТОВА (АТАБИЕВА)

Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр РАН»

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: bolatovaatabieva@mail.ru

Аннотация. В статье проводится исследование феномена циклизации, который получает теоретическое осмысление в качестве самостоятельной научной проблемы на примере произведений тех карачаево-балкарских авторов, в чьем творчестве цикличность проявляется как определяющий принцип поэтики текста. Работа отличается принципиально новым ракурсом рассмотрения и разбора литературных произведений. На материале национальной поэзии/прозы анализируется процесс освоения различных типов циклических структур, дается обоснование данному явлению, анализируется методология вопроса, принципы разграничения поэтического и повествовательного циклов с опорой на принятые трактовки ученых в разъяснении их специфики. Отмечаются исторические предпосылки возникновения подобных форм в литературе, иллюстрируются механизмы циклообразования, выявляются универсальные признаки политекстовых конструкций. В качестве характерных особенностей стихотворного цикла обозначены: авторская интенция, заданность композиции, единая тематическая направленность, относительная автономность частей внутри целого. Устойчивыми чертами эпопейного повествования видятся контекстно-концептуальная взаимосвязь, наличие сквозных героев, централизующей эпической проблематики, рефренных сюжетных линий. В приводимых примерах отслежена аккумуляция смыслов, стилистические «дублеты», содержательная перспектива (возможность расширения и дополнения), многомерность структуры, способы создания художественной целостности.

Ключевые слова: художественная циклизация; стихотворный и повествовательный циклы; роман-эпопея; дилогия; трилогия; метатекст.

 

THEORETICAL UNDERSTANDING OF THE PROBLEM OF ARTISTIC CYCLIZATION (KARACHAY-BALKARIAN POETRY AND PROSE)

A.D. BOLATOVA (ATABIEVA)

The Institute for the Humanities Research – Affiliated of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

360000, KBR, Nalchik, Pushkin st., 18

E-mail: bolatovaatabieva@mail.ru

Abstract. The article investigates the phenomenon of cyclization, which receives theoretical understanding as an independent scientific problem on the example of the works of those Karachay-Balkar authors, in whose work cyclicity is manifested as a defining principle of the poetics of the text. The work is characterized by a fundamentally new angle of consideration and analysis of literary works. Based on the material of national poetry/prose, the process of mastering various types of cyclic structures is analyzed, the rationale for this phenomenon is given, the methodology of the issue is analyzed, the principles of distinguishing the poetic and narrative cycles are based on accepted interpretations of scientists in explaining their specifics. The author notes the historical background for the emergence of such forms in the literature, explains the mechanisms of cyclization, and identifies universal features of polytextual structures. As characteristic features of the poetic cycle are designated: the author’s intention, the task of the composition, a single thematic focus, the relative autonomy of parts within the whole. The stable features of the epic narrative are the contextual and conceptual relationship, the presence of end-to-end characters, centralizing epic issues, and refractive storylines. In these examples, the accumulation of meanings, stylistic “doublets”, meaningful perspective (the possibility of expansion and addition), multidimensional structure, ways to create artistic integrity.

Keywords: artistic cyclization; poetic and narrative cycles; novel-epic; dilogy; trilogy; metatext.