Кавказология. 2020. №3_Боров А.Х.

Дата создания: 04.10.2020
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Боров А.Х. Синергетика как способ представления динамики этно-региональных исторических систем // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 3. – С. 12-47. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-3-12-47

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

УДК 93/94(470.6)

DOI 10.31143/2542-212X-2020-3-12-47

 

СИНЕРГЕТИКА КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИНАМИКИ ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А.Х. БОРОВ

ФГБНУ «Федеральный научный центр

«Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»

Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: aslan-borov@mail.ru

Аннотация. Синергетика представляет собой особую междисциплинарную область науки, в которой обобщаются описание и интерпретация динамических процессов в сложных открытых системах, находящихся вдали от равновесия. Предмет данной статьи относится не к синергетике как таковой или к «аутентичной синергетике», которая неотделима от математического языка выражения, а к области исторического знания. В ней делается попытка применить синергетический подход к уже накопленному в рамках исторической науки знанию в целях получения результатов, имеющих значение для общих интерпретаций истории народов Северного Кавказа. Любой попытке интерпретации исторических явлений и процессов в терминах «системной бифуркации», «самоорганизации», «нелинейности» и т.п. должно предшествовать определение исследуемого объекта как системы и определение его специфики как особого типа системы. С этой точки зрения адыгский этно-социальный ареал и Кабардино-Балкария, как объекты исторического познания могут быть представлены в качестве определенных разновидностей малых исторических систем, а именно – этно-региональных исторических систем. Это понятие подразумевает длительное существование во времени и воспроизводство культурно-специфической пространственно-временной исторической целостности. На их исторической траектории достаточно четко выделяются периоды стационарного (устойчивого) состояния и «разрывы» между ними, т.е. переходные периоды интенсивных социально-политических и культурных сдвигов. Это позволяет репрезентировать ее в терминах синергетики. Реконструкция механизмов и форм самоорганизации этнического социума на кризисных, неустойчивых фазах исторической траектории позволяет по новому представить соотношение внутренних и внешних, социально-экономических и социокультурных факторов его исторической эволюции. Есть достаточно оснований полагать, что когерентность (единообразие и согласованность) социального поведения в переломных ситуациях задавалась единым горизонтом этнической культуры, что необходимость адаптации к динамичной внешней среде определяла точки притяжения (аттракторы), вокруг которых стабилизировались новые, «наиболее вероятные» конфигурации общественных структур, что основным механизмом адаптации выступало культурное взаимодействие и, соответственно этому, основной функцией возникающих диссипативных (развитых, более сложных) структур оказывалось повышение степени коммуникативности культуры т.е. формирование каналов и агентов культурного взаимодействия, развитие способности воспринимать и передавать опыт, обогащать и универсализировать собственные культурные смыслы.

Ключевые слова: история; синергетика; Северный Кавказ; адыги; карачаево-балкарцы; Кабардино-Балкария; этно-региональная историческая система.

 

SYNERGETICS AS A MODE OF REPRESENTING THE DYNAMICS OF ETHNO-REGIONAL HISTORICAL SYSTEMS

A.Kh. BOROV

FSBSE «Federal Scientific Center

‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»,

Center of socio-political researches

360000, KBR, Nalchik, Pushkin street, 18

E-mail: aslan-borov@mail.ru

Abstract. Synergetics is a special interdisciplinary field of science, which generalizes the description and interpretation of dynamic processes in complex open systems far from equilibrium. The subject of this article does not refer to synergetics as such or to “authentic synergetics”, which is inseparable from the mathematical language of expression, but to the field of historical knowledge. It attempts to apply a synergetic approach to the knowledge already accumulated within the framework of historical science in order to obtain results that are important for general interpretations of the history of the peoples of the North Caucasus. Any attempt to interpret historical phenomena and processes in terms of “system bifurcation”, “self-organization”, “nonlinearity”, etc. should be preceded by the definition of the object under study as a system and the definition of its specificity as a special type of system. From this point of view, the Adyghe ethno-social area and Kabardino-Balkaria, as objects of historical knowledge can be represented as certain varieties of small historical systems, namely, ethno-regional historical systems. This concept implies a long existence in time and the reproduction of a culturally specific space-time historical integrity. On their historical trajectory, one can clearly distinguish periods of a stationary (stable) state and “gaps” between them i.e. transitional periods of intense socio-political and cultural shifts. This allows it to be represented in terms of synergetics. Reconstruction of the mechanisms and forms of self-organization of an ethnic society at crisis, unstable phases of the historical trajectory allows us to re-imagine the ratio of internal and external, socio-economic and socio-cultural factors of its historical evolution. There are sufficient grounds to believe that the coherence (uniformity and consistency) of social behavior in critical situations was set by a common horizon of ethnic culture, that the need to adapt to a dynamic external environment determined the points of attraction (attractors) around which new, “most probable” configuration of social structures were formed, that the main mechanism of adaptation was cultural interaction and, accordingly, the main function of emerging dissipative (developed, more complex) structures was to increase the degree of communicativeness of culture, i.e. the formation of channels and agents of cultural interaction, the development of the ability to perceive and transfer experience, to enrich and universalize their own cultural meanings.

Keywords: history; synergetics; North Caucasus; Adyghe; Karachai-Balkars; Kabardin-Balkaria; ethno-regional historical system.