Кавказология. 2017. №3_Коновалов А.А., Кумахова З.Х.
Правильная ссылка на работу:
Коновалов А.А., Кумахова З.Х. Картина мира черкесской женщины XIX в.: методология и направления исследований // Электронный журнал – Кавказология. — 2017. — №3. — С. 140-154. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2017-3-140-154
УДК 930.1
DOI: 10.31143/2542-212X-2017-3-140-154
КАРТИНА МИРА ЧЕРКЕССКОЙ ЖЕНЩИНЫ XIX В.:
МЕТОДОЛОГИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
А.А. КОНОВАЛОВ
З.Х. КУМАХОВА
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, № 173
E-mail: homunculus2@yandex.ru, kzaira@list.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме реконструкции внутреннего мира черкешенки XIX в. и выявлению категорий ее сознания. Для освещения данного вопроса весьма эффективным является применение феноменологического подхода, который позволяет изучить не только внешние характеристики жизни черкешенки, но и понять ее внутренний мир. В условиях отсутствия в обозначенный период у черкесов письменности, источниками, позволяющими раскрыть картину мира и несущими в себе отпечаток эмоций черкесской женщины, являются народные песни и пословицы. Задача воссоздания картины мира черкесской женщины предполагает исследование прежде всего субъективных сторон ее бытования. Однако для решения этой проблемы историку необходимо осветить и мир объективный, то есть реалии и условия, в которых она проживала. Повседневная жизнь черкеской женщины и круг ее обязанностей напрямую зависел от того положения, которое она занимала в аристократическом обществе, и от статуса, который у нее был внутри семьи.
Ключевые слова: феноменология; гендер; ментальность; картина мира; междисциплинарность; черкешенка; фольклор; повседневность; феномены сознания.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Адыгские песни времен Кавказской войны. – Нальчик: Эль-Фа, 2005. – 237 с.
2. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика как соционормативная система // Мир культуры адыгов. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. – С. 160-177.
3. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. – Нальчик: Эльбрус, 1983. – 232 с.
4. Бларамберг И.В. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / сост. В.К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 353-435.
5. Гуссерль Э. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 464 с.
6. Думанов Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев (вторая половина XIX начало XX века). – Нальчик: Эльбрус, 1976. – 139 с.
7. Журтова А.А. Принципы исторической феноменологии и возможности их применения в историографическом исследовании по проблемам кавказоведения // Проблемы методологии исследования государственно-правового развития народов Кавказа: материалы III Международной научно-практической конференции. – Нальчик-Ростов-на-Дону: Альтаир, 2013. – С. 111-118.
8. Заболотная Л.П. Екатерина черкешенка – жена господаря Василия Лупу. Судьба одной женщины в истории Молдовы // Кавказология. – 2017. – № 1. – С. 220-237.
9. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля // Любитель культуры: сайт. URL: https://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-33 (дата обращения: 03.08.2017).
10. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. – Нальчик: Полиграфсервис, 2013. – 408 с.
11. Кешев (Каламбий) Адиль-Гирей. Характер адыгских песен // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX – начала XX в. – Нальчик: Эльбрус, 1979. – С. 326-342.
12. Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / сост. В.К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 235-281.
13. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: исследования и материалы. – М.: Изд. вост. лит. АН СССР, 1961. – 260 с.
14. Кох. К. Путешествие по России и в Кавказские земли // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / сост. В.К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 585-629.
15. Кудаева З.Ж. Адыгские пословицы и поговорки. – Нальчик: Эльбрус, 1997. – 45 с.
16. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и восточного Кавказа. − Нальчик: Эль-Фа, 2002. − Вып. 2. − 310 с.
17. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. – Нальчик: Эльбрус, 1991. – 256 с.
18. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов // Сборник статей КЧНИИ. – 1973. – Вып. VII. – С. 107-120.
19. Морозова Л.Е. Мария Темрюковна – вторая жена Ивана Грозного // Кавказология. – 2017. – № 1. – С. 205-219.
20. Незванов А. Эдмунд Гуссерль в контексте философии Нового Времени // Интернет библиотека: сайт. URL: http://www.xliby.ru/filosofija/yedmund_gusserl_v_kontekste_filosofii_novogo_vremeni/index.php (дата обращения: 10.08.2017).
21. Паллас П.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / сост. В.К. Гарданов. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – С. 214-225.
22. Первушина О.В. Картина мира: возможность феноменологического подхода // Идеи и идеалы. 2009. №2: сайт. URL: http://ideaidealy.ru/philosophy/kartina-mira-vozmozhnost-fenomenologicheskogo-podxoda/print (дата обращения: 10.08.2017).
23. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Положение Кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. – 1997. − №9. − С. 102-107.
24. Песни живших до нас: из народной лирики кабардинцев и балкарцев. – Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд., 1966. – 190 с.
25. Репина Л.П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Библиотека Гумер – гуманитарные науки: сайт. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/21.php (дата обращения: 12.08.2017).
26. Студенецкая Е.Н. О большой семье у кабардинцев в XIX в. // Советская этнография. – 1950. – № 2. – С. 176-181.
27. Текуева М.А. Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества: дисс. … д.и.н. – Нальчик, 2006. –т371 с.
28. Текуева М.А. Повседневная хозяйственная деятельность женщины в традиционном адыгском обществе // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии наук. – 2006. – № 3 (24). – С. 76-80.
29. Текуева М.А. Статус женщины в адыгской семье: интерпретации этнографического материала // Археология, этнография и фольклористика Кавказа: Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе: материалы Международной научной конференции. – Махачкала: Изд. Дом «Эпоха», 2007. – С. 234-236.
30. Темирчиева Р.С. К вопросу «женщина-мать» и «женщина-жена» в пословицах русского и кабардино-черкесского языков // Перспектива-2008: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2008. – Т. 1. – С. 152-156.
31. Цикушева С.Я. Устные источники в работах Ш. Ногмова и Хан-Гирея // Вопросы теории и методологии истории. – 2007. – Вып. 6. – С. 105-127.
XIXth CENTURY CIRCASSIAN WOMAN’S WORLD-PICTURE:
METHODOLOGY AND LINES OF RESEARCH
A.A. KONOVALOV
Z.KH. KUMAKHOVA
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky st., 173
E-mail: homunculus2@yandex.ru, kzaira@list.ru
Abstract. The article is devoted to the problem of reconstruction of the internal world of a nineteenth century Circassian woman and revealing the categories of her consciousness. To illuminate this issue, it is very effective to use the phenomenological approach, which allows us to study not only the external characteristics of the Circassian woman’s life, but also to understand her inner world. In the conditions of absence of writing in Circassian’s life during specified period, national songs and proverbs are the sources which allow to disclose a world-picture and bear the impress of emotions of the Circassian woman. The task of reconstructing the world-picture of the Circassian woman presupposes primarily an investigation of the subjective aspects of her everyday life. However, in order to solve this problem, the historian must also cover the objective world, that is, the realities and conditions in which she lived. The daily life of a Circassian woman and the range of her duties directly depended on the position she occupied in the aristocratic society, and on the status she had within the family.
Key words: phenomenology; gender; mentality; world view; interdisciplinarity; Circassian woman; folklore; everyday life; phenomena of consciousness.
REFERENCES
1. Adygskie pesni vremen Kavkazskoy voyny. – Nal’chik: El’-Fa, 2005. – 237 s.
2. Bgazhnokov B.Kh. Adygskaya etika kak sotsionormativnaya sistema // Mir kul’tury adygov. – Maykop: GURIPP «Adygeya», 2002. – S. 160-177.
3. Bgazhnokov B.Kh. Ocherki etnografii obshcheniya adygov. – Nal’chik: El’brus, 1983. – 232 s.
4. Blaramberg I.V. Istoricheskoe, topograficheskoe, statisticheskoe, etnograficheskoe i voennoe opisanie Kavkaza // Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII-XIX vv. / sost. V.K. Gardanov. – Nal’chik: El’brus, 1974. – S. 353-435.
5. Gusserl’ E. Izbrannye raboty / Sost. V.A. Kurennoy. – M.: Izdatel’skiy dom «Territoriya budushchego», 2005. – 464 s.
6. Dumanov Kh.M. Obychnoe imushchestvennoe pravo kabardintsev (vtoraya polovina XIX nachalo XX veka). – Nal’chik: El’brus, 1976. – 139 s.
7. Zhurtova A.A. Printsipy istoricheskoy fenomenologii i vozmozhnosti ikh primeneniya v istoriograficheskom issledovanii po problemam kavkazovedeniya // Problemy metodologii issledovaniya gosudarstvenno-pravovogo razvitiya narodov Kavkaza: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. – Nal’chik-Rostov-na-Donu: Al’tair, 2013. – S. 111-118.
8. Zabolotnaya L.P. Ekaterina cherkeshenka – zhena gospodarya Vasiliya Lupu. Sud’ba odnoy zhenshchiny v istorii Moldovy // Kavkazologiya. – 2017. – № 1. – S. 220-237.
9. Ingarden R. Vvedenie v fenomenologiyu Edmunda Gusserlya // Lyubitel’ kul’tury: sayt. URL: https://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-33 (data obrashcheniya: 03.08.2017).
10. Karpov Yu.Yu. Zhenskoe prostranstvo v kul’ture narodov Kavkaza. – Nal’chik: Poligrafservis, 2013. – 408 s.
11. Keshev (Kalambiy) Adil’-Girey. Kharakter adygskikh pesen // Fol’klor adygov v zapisyakh i publikatsiyakh XIX – nachala XX v. – Nal’chik: El’brus, 1979. – S. 326-342.
12. Klaprot G.-Yu. Puteshestvie po Kavkazu i Gruzii, predprinyatoe v 1807-1808 gg. // Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII-XIX vv. / sost. V.K. Gardanov. – Nal’chik: El’brus, 1974. – S. 235-281.
13. Kosven M.O. Etnografiya i istoriya Kavkaza: issledovaniya i materialy. – M.: Izd. vost. lit. AN SSSR, 1961. – 260 s.
14. Kokh. K. Puteshestvie po Rossii i v Kavkazskie zemli // Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII-XIX vv. / sost. V.K. Gardanov. – Nal’chik: El’brus, 1974. – S. 585-629.
15. Kudaeva Z.Zh. Adygskie poslovitsy i pogovorki. – Nal’chik: El’brus, 1997. – 45 s.
16. Leontovich F.I. Adaty Kavkazskikh gortsev // Materialy po obychnomu pravu Severnogo i vostochnogo Kavkaza. − Nal’chik: El’-Fa, 2002. − Vyp. 2. − 310 s.
17. Mafedzev S.Kh. Mezhpokolennaya transmissiya traditsionnoy kul’tury adygov. – Nal’chik: El’brus, 1991. – 256 s.
18. Mizhaev M.I. Detskiy pesennyy fol’klor adygov // Sbornik statey KChNII. – 1973. – Vyp. VII. – S. 107-120.
19. Morozova L.E. Mariya Temryukovna – vtoraya zhena Ivana Groznogo // Kavkazologiya. – 2017. – № 1. – S. 205-219.
20. Nezvanov A. Edmund Gusserl’ v kontekste filosofii Novogo Vremeni // Internet biblioteka: sayt. URL: http://www.xliby.ru/filosofija/yedmund_gusserl_v_kontekste_filosofii_novogo_vremeni/index.php (data obrashcheniya: 10.08.2017).
21. Pallas P.S. Zametki o puteshestviyakh v yuzhnye namestnichestva Rossiyskogo gosudarstva // Adygi, balkartsy i karachaevtsy v izvestiyakh evropeyskikh avtorov XIII-XIX vv. / sost. V.K. Gardanov. – Nal’chik: El’brus, 1974. – S. 214-225.
22. Pervushina O.V. Kartina mira: vozmozhnost’ fenomenologicheskogo podkhoda // Idei i idealy. 2009. №2: sayt. URL: http://ideaidealy.ru/philosophy/kartina-mira-vozmozhnost-fenomenologicheskogo-podxoda/print (data obrashcheniya: 10.08.2017).
23. Pershits A.I., Smirnova Ya.S. Polozhenie Kavkazskoy zhenshchiny po adatam, khristianskim kanonam i shariatu // Gosudarstvo i pravo. – 1997. − №9. − S. 102-107.
24. Pesni zhivshikh do nas: iz narodnoy liriki kabardintsev i balkartsev. – Nal’chik: Kabard.-Balkar. kn. izd., 1966. – 190 s.
25. Repina L.P. Sotsial’naya istoriya i istoricheskaya antropologiya: noveyshie tendentsii v sovremennoy britanskoy i amerikanskoy medievistike // Biblioteka Gumer – gumanitarnye nauki: sayt. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/21.php (data obrashcheniya: 12.08.2017).
26. Studenetskaya E.N. O bol’shoy sem’e u kabardintsev v XIX v. // Sovetskaya etnografiya. – 1950. – № 2. – S. 176-181.
27. Tekueva M.A. Gender kak sotsiokul’turnyy konstrukt adygskogo obshchestva: diss. … d.i.n. – Nal’chik, 2006. –t371 s.
28. Tekueva M.A. Povsednevnaya khozyaystvennaya deyatel’nost’ zhenshchiny v traditsionnom adygskom obshchestve // Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. – 2006. – № 3 (24). – S. 76-80.
29. Tekueva M.A. Status zhenshchiny v adygskoy sem’e: interpretatsii etnograficheskogo materiala // Arkheologiya, etnografiya i fol’kloristika Kavkaza: Noveyshie arkheologicheskie i etnograficheskie issledovaniya na Kavkaze: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. – Makhachkala: Izd. Dom «Epokha», 2007. – S. 234-236.
30. Temirchieva R.S. K voprosu «zhenshchina-mat’» i «zhenshchina-zhena» v poslovitsakh russkogo i kabardino-cherkesskogo yazykov // Perspektiva-2008: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. – 2008. – T. 1. – S. 152-156.
31. Tsikusheva S.Ya. Ustnye istochniki v rabotakh Sh. Nogmova i Khan-Gireya // Voprosy teorii i metodologii istorii. – 2007. – Vyp. 6. – S. 105-127.