«Большой Кавказ. Продолжение»: интервью с автором проекта Олегом Яновским

Автор и ведущий проекта «Большой Кавказ. Продолжение» Олег Яновский, преподаватель МГИМО, через призму локальных исследований разбирает ключевые вехи общей истории. Помогают ему в этом ученые-историки, в числе которых кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова – Аскер Тумов. Четыре серии проекта охватывают двести лет: от создания крепостей-городов и роли классиков литературы до формирования легендарной «Дикой дивизии».
После показа серии «Большой Кавказ. Продолжение: Первая мировая война» на Северо-Кавказском молодежном форуме «Сила в единстве» поговорили с Олегом Яновским о съемках цикла и новом взгляде документалистов на регион.
— Наверное, стоит начать с личного интереса к Кавказу. Олег Сергеевич, помните, когда он пробудился?
— Интерес пробудился в детстве, так как по маминой линии мои предки с Южного Кавказа и из Ирана. Серьезно я увлекся темой в университете во время учебы на бакалавриате. Сперва изучал Ближний Восток, но понял, что надо сместить внимание на более актуальные вопросы, и занялся Северным Кавказом.
— Как это трансформировалось в документальный проект «Большой Кавказ. Продолжение»?
— Я участвовал в различных мероприятиях на Кавказе, выступал лектором на заседаниях лаборатории «Смыслы Кавказа». По инициативе полпредства решено было создать проект, который здраво и убедительно расскажет молодому поколению — в первую очередь местной аудитории — о нашей общей истории и неразрывной связи Кавказа с Россией. Так родилась серия документальных фильмов.
— Кто выступил экспертами проекта?
— Мы общались как с учеными из РАН, Российского военно-исторического общества, так и с сотрудниками региональных вузов. В первом и втором сезонах во время поездок на Кавказ приглашали историков, краеведов и политологов. Для меня было удивительно, что все эксперты подходили к съемкам с большим энтузиазмом, помогали материалами и давали рекомендации. Благодаря им по ходу проекта мы добавляли вещи, которые упустили из виду. Поэтому работа принесла огромное удовольствие с точки зрения производства, путешествия и общения с людьми.
— Как родилось название проекта «Большой Кавказ. Продолжение» и что скрывается за последним словом?
— У нас две разные части. В первой снимались эксперты-политологи, во второй мы привлекли ученых, больше опирались на их исследования при работе над материалом. Наверное, для нас это финальная часть, концептуально завершающая проект. Там больше аналогий с актуальными событиями, больше исторических параллелей. То есть это более эмоциональный проект, но при этом укорененный в Кавказе.
— Эксперт из КБГУ Аскер Тумов говорит в выпуске о Первой мировой войне о наследии советской историографии. Вы работали с учеными с Северного Кавказа, принесли ли они что-то новое в привычный дискурс?
— Конечно. Мы охватили в проекте три ключевых периода: имперский, советский и современный. В серии про «Дикую дивизию», которую показали в КБГУ, при общении с местными экспертами мы попытались выявить значение такого военного соединения и его роль в формировании межнационального единства. Привлекая федеральных экспертов, а также местных историков и краеведов, на примере событий Первой мировой мы старались одновременно отобразить общероссийский подход и добавить региональные нюансы восприятия этого процесса.
— И все-таки эти оптики дополняют друг друга или в чем-то противоречат?
— На мой взгляд, они взаимодополняющие. В столице это движение от общего к частному, в регионах — от частного к общему. С одной стороны, все привыкли к общероссийскому взгляду, а на Кавказе в исследованиях есть нюансы и оттенки, которые мы просто не видим, не погрузившись в среду. Были и альтернативные точки зрения, но в итоге сложилась общая картина.
— Почему Вы построили повествование в фильме про Первую мировую именно на «Дикой дивизии»?
— Формирование стало уникальным феноменом и ярким историческим примером, который актуален и сегодня в контексте специальной военной операции. К тому же тема очень эмоциональная и сильно резонирует с тем, что сейчас происходит в зоне СВО. При всей эмоциональности и таком контекстном совпадении мы постарались сделать выпуск исторически точным. Но факт остается фактом: опыт крепкой дружбы между представителями различных народов Кавказа и, конечно, русского народа, который был в «Дикой дивизии», сегодня вновь проявляется в добровольческих подразделениях, выполняющих боевые задания на СВО.
— После завершения проекта еще остались лакуны в исследованиях о Кавказе? На что стоит обратить внимание академического сообщества?
— Я думаю, надо популяризировать научные исследования о Кавказе, причем как исторические, так и геополитические. Различные силы на протяжении эпох боролись за регион. Прежде всего, речь о Британии и Турции. Российской науке не хватает исследований, которые бы учитывали локальные особенности региона. Я считаю, Кавказом должны заниматься ученые по всей стране, потому что это общая история, а не тема конкретного региона.
— У вас есть любимая часть в цикле?
— Мне нравятся серии про Первую мировую войну, Ивана Грозного и жизнь Лермонтова на Кавказе. Особенно близка эта романтика русской литературы о Кавказе.
— Планируете продолжение «Продолжения»?
— На данный момент проект выглядит законченным с точки зрения повествования, но, возможно, появятся похожие фильмы или ответвления «Большого Кавказа».
— Что посоветуете зрителям вашего проекта «Большой Кавказ. Продолжение»?
— Не просто изучайте историю, а опирайтесь на нее, выстраивая наше будущее. Мы все один народ и должны защищать единство любой ценой.




