Человек – воплощение состояния общества и культуры взаимодействия в современном полиэтническом пространстве
«Мир – это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Брось в него угрюмый взгляд – навстречу тебе выглянет из него мрачное лицо, но, кто смеется вместе с ним или над ним, то находит в нем веселого покладистого товарища».
Уильям Теккерей.
Каким ограниченным должен казаться мир человеку, лишенному возможности созерцать красоту, не побывавшим в плену сомнений, поиска истины, гармонии. Жизнь человека нельзя понять, если ты не рассматриваешь его во всей целостности и смысла его существования. Между тем, чем дальше уходит время по пути познания человека как целого, тем чаще ее выводы совпадают с тем, что открылось в человеке, благодаря его стремлению совершенствовать, достигать необходимые ценностные ориентиры, с которыми ему надлежит жить.
Очевидно, острота понимания природы жизненного бытия и сосуществования человека с целостностью мира придает большую осмысленность познания самой природы человека, способного воплощать нравственные ценности бытия и этику морали как средство его собственного культурного развития.
На самом деле, ключ понимания мира есть сам человек в трезвости мышления и его разумного поведения в обществе. Эти мысли подвели меня к осмыслению того, что человек есть воплощение состояния общества и культуры поведения. По сути, подлинная культура поведения преобладает там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и, непосредственно соответствуют им.
К примеру, скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, он не будет подчеркивать свое превосходство. Но вы убедитесь еще в том, что скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах. Здесь, скорее всего, срабатывает внутреннее сопротивление против ущемления личных интересов, самолюбия и чувства собственного достоинства. Возможно, что все зависит от смысловой тональности восприятия индивидом проблемной ситуации применительно по отношению к группе людей или же отдельного человека.
Примечательно сравнение О. Бальзака, который отождествляет человека в сути разности двух предметов, отмечая, что кажущаяся простота скромного человека, в своей природе скрывает в себе сильные стороны:
«Между мягкостью влажной губки и жесткой пемзы существуют бесчисленные нюансы. Таков человек». Соответственно качественная сторона скромного человека рассматривается как сила добродетели и главное условие красоты морали. Правомерна мысль Л.Н.Толстого о простоте человека, которая согласно мнению писателя сводится к аристократической скромности: «Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошибались, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру». Ведь, так очевидна логика восприятия культуры отношений скромного человека по Толстому, когда «легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя». Очевидно, это дает определенную свободу и равноправие в межличностных отношениях людей.
Мы можем говорить о свободе человека, когда он воспитан, ибо хорошее воспитание подтверждает результат самодисциплины, самоуважения и самоуправления сформированной личности. И здесь, философия мысли Толстого, вновь уводит нас в глубину размышления о том, что человек есть то, что он вкладывает в свою голову, то есть он отождествляет содержательную сторону человека и его способность к самоанализу: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
На самом деле, значимость такой личностной особенности, как отношение к себе, а именно самоуважение, самопринятие, являются условием положительного отношения к другому. Имея достоинство, уважая себя, человек не может унижать и ущемлять интересы других людей, в связи, с чем самоуважение является одним из основ воспитания гуманной, миротворческой личности.
Человек, осваивая культурный пласт психологии жизненного бытия, становится свободнее, у него появляется уверенность в себе, терпимость к недостаткам других, это своего рода комфорт и его защищенность. Ведь проявление эстетической стороны функционирования этической культуры заключает в себе общепринятое мнение о том, что красиво и прекрасно то, что правильно и соответствует общепризнанным принципам и нормам.
Попробуйте мысленно представить себя в разных ситуациях вербального и невербального общения. Для ясности предлагаю рассмотреть этикетную культуру на примере трех лингвокультур: английской, русской и адыгской (черкесской), а именно их общую направленность на поддержание мира и согласия с окружающими людьми. Особенности менталитета, воплощенные в этикете, обусловливают несколько различные способы достижения мира и бесконфликтного решения проблем в каждой культуре. При этом важно принятие себя как носителя определенной этнокультуры, что ведет к пониманию другого человека как представителя иной культуры.
Автор: Буранова Мадина