Что необходимо для устойчивого развития в сфере образования, выясняли в КБГУ
7 декабря 2022 года в Точке кипения Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова прошла дискуссионная аналитическая сессия «Устойчивое развитие. Качественное образование в период глобальной трансформации».
В работе сессии приняли участие представители КБГУ, Министерства просвещения и науки КБР, молодежных совещательных структур КБР, обучающиеся и руководители образовательных организаций республики. Организатор – Центр устойчивого развития КБГУ.
В обсуждении подняли вопросы получения качественного образования обучающимися общеобразовательных организаций, средних и высших профессиональных образовательных организаций в период глобальной трансформации (в том числе в период цифровизации) с экспертным сообществом, а также поговорили о предложениях для участников образовательных отношений.
Качественное образование – это, несомненно, фундамент устойчивого развития. И здесь есть четкая взаимосвязь: вуз заинтересован в грамотных образованных абитуриентах, а чтобы в школах давалось качественное образование, университет должен выпускать хороших учителей. Проблемы в этой сфере касаются не только методики преподавания, но и социально-экономического характера, мотивации студентов.
КБГУ среди немногих вузов нашей страны сумел пройти первый этап программы «Приоритет 2030» и получил финансирование на следующий год. Это показатель того, что наш университет, несмотря на то, что он региональный, имеет большой вес и авторитет среди российских университетов. И это тоже надо знать нашим школьникам – необязательно ехать в крупные города, как Москва или Санкт-Петербург, чтобы получить знания, которые позволят им быть конкурентноспособными на мировом рынке. Я с полной уверенностью могу сказать, что у нас есть направления и возможности готовить специалистов, которые могут работать в любой точке мира, занимать хорошие должности и получать хорошую зарплату.
Предлагаю со следующего года запустить цикл научно-популярных лекций наших ведущих профессоров для школьников, чтобы заинтересовать их и рассказать об интересных профессиях, о которых они могут не догадываться,
– поделилась наблюдениями и предложениями и.о. проректора по научно-исследовательской работе, доктор химических наук, профессор Светлана Хаширова.
В рамках устойчивого развития мы конечно видим определенные проблемы и направления, над которыми надо серьезно работать. Сейчас уже реализуются федеральные программы по овладению детьми компьютерными навыками. Например, в КБГУ для школьников реализуется проект «Код будущего», который позволяет бесплатно в течение двух лет освоить навыки программирования и получить соответствующий сертификат,
– пояснила заместитель министра просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Екатерина Мисостова.
Директор социально-гуманитарного института, кандидат исторических наук, доцент Муслим Тамазов подытожил:
Нам нужно общее видение хотя бы на ближайшую перспективу, как высшее, среднее и школьное образование будет развиваться.
Тут говорилось о большой работе, которую делает министерство просвещения и науки КБР, правительство республики и, конечно, наш вуз. Эта работа требует колоссального личного времени, которое преподаватель тратит. Нам еще нужно знать, каков эффект от этой работы. Я могу озвучить промежуточные выводы: к нам поступают неплохие абитуриенты, значит, действительно какой-то эффект есть. Но наряду с хорошими студентами есть ребята не очень подготовленные, потому что в школе идет социальная дифференциация учеников. И это связано не с учителями, это связано с семьей – родители недостаточно мотивируют ребенка на получение образования. Мы не заинтересованы в получении неквалифицированных специалистов, пополняющих армию безработных. Поэтому наша задача работать с родителями.
Также говорилось о развитии российской идентичности. Я бы дополнил это идентичностью кабардино-балкарской. Наша страна на протяжении, наверное, последних 10 лет затратила миллиарды рублей на патриотическое воспитание. Мы должны говорить об этнической, затем кабардино-балкарской идентичности, а из этого уже произрастает российская идентичность.
Еще у нас есть проблема с родными языками. Мало школ, где есть учителя, которые мотивируют учить родной язык. У нас уже есть дети, чьи родители не владеют языком – это надо исправлять.
У нас есть хорошие студенты, которые идут работать в школу. В то же время нужно повышать не только оплату труда учителей, но и престиж профессии. Труд врача и учителя – это призвание, поэтому работать в школы должны идти люди мотивированные.
Данная сессия является первой из серии дискуссионно-аналитических сессий, посвященных устойчивому развитию региона. Следующая пройдет в третьей декаде декабря и будет посвящена вопросам сохранения экологии КБР.
В КБГУ мы реализуем те направления, которые важны для нашего региона и университета. Поэтому это не последняя дискуссионная сессия. Самое главное для нас – это качественное образование. Будем продолжать дискуссии в том числе по социальной защите населения, по вопросам сферы экологии, здоровьесбережению народонаселения. Все важные глобальные вопросы мы будем периодически поднимать на таких дискуссионных площадках с участием экспертов. Мы также подключаем к обсуждению школьников, потому что нам важно понимать взгляды молодежи всех возрастов,
– рассказал директор Центра устойчивого развития КБГУ Тимур Арамисов.
Результатом дискуссионного цикла станут рекомендации органам исполнительной и законодательной власти и всем связанным с рассматриваемой проблематикой структурам по решению задач устойчивого развития региона в различных областях жизнедеятельности.