Эксперты изучили геобренд Кабардино-Балкарии на основе Big Data
Компания «Киберия» и Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ) представили результаты совместного исследования туристического потока Кабардино-Балкарской Республики (КБР), основанного на анализе открытых данных из медиа и социальных сетей, сайтов-агрегаторов жилья, туров и гидов региона. Исследование позволило экспертам увидеть ключевые тенденции и закономерности, по которым туристы выбирают, куда поехать, а также позицию КБР на туристической карте России.
С 2018 по 2024 год интерес к Кабардино-Балкарии вырос в 2,5 раза: если в 2018-м было зафиксировано 400 тыс. поисковых запросов о регионе, то к 2022 году их число достигло 1 млн. Всего за шесть лет набралось свыше 5,3 млн запросов, связанных с отдыхом в КБР. Основной поток туристов формируют жители Центрального федерального округа (40%) и Северного Кавказа (35%), причем из ЦФО поступило рекордные 2 млн запросов.
Согласно большим данным, КБР имеет позитивный имидж в онлайн-пространстве: 78% отзывов туристов — положительные. Гости интересуются природными достопримечательностями (68,87%): гора Эльбрус – лидер упоминаний, на второй и третьей позиции Голубые озера и гора Чегет. Национальная кухня также в топе: 77% путешественников восхищаются блюдами кабардинской и балкарской кухни.
Однако исследование выявило зоны, требующие внимания. Например, в тематических отзывах туристы пишут о необходимости улучшить сервис, а также отмечают чрезмерную нагрузку на отдельных локациях, что создает неудобства и очереди.
«Эти данные — ценный ресурс для власти и бизнеса. Они помогут точечно улучшать инфраструктуру и сервис. Исследование подтвердило и гипотезу о нераскрытом потенциале лечебно-оздоровительного и медицинского туризма, который не используется активно, хотя у туристов есть спрос на эти услуги. Проведенный анализ позволит скорректировать новый проект вуза «КБГУ – центр компетенций медицинского туризма и высокогорной медицины в регионе». Кластер объединит медицинские, образовательные и туробъекты. Это поможет создать в республике конкурентоспособный сектор здравоохранения, интегрированный в национальную рыночную систему медицинского туризма. Центр станет драйвером социально-экономического роста и повышения качества жизни населения»,
— подчеркнул Рамазан Лигидов, директор института менеджмента и туризма КБГУ.
Одновременно обсуждался вопрос развития исследования в рамках реализации совместных проектов КБГУ и НИУ ВШЭ по разработке человекоцентричных моделей управления туристическим пространством города Тырныауз и курорта Эльбрус.
Инновационным итогом исследования стал прототип ИИ-помощника «Туристический гид Кабардино-Балкарии», разработанный «Киберией» на базе Yandex GPT(8 млрд параметров). Ассистент может использоваться в чат-ботах, голосовых помощниках и информационных системах для туристов. Отвечает на вопросы о достопримечательностях, маршрутах, инфраструктуре, культурных особенностях и истории региона. ИИ-помощник сможет предложить путешественникам активности, которые соответствуют их интересам и потребностям. Также этот инструмент поможет местным компаниям улучшить сервис и качество обслуживания туристов.
«Ассистент обучен с применением технологии RAG (Retrieval-Augmented Generation), что позволяет дополнять ответы актуальной информацией из базы знаний. Возможности подобных ассистентов очень широкие. Их можно адаптировать под разные сферы, обучая, например, на нормативных документах (законы, ГОСТы, стандарты) юристов, инженеров, госслужащих или технической документации»,
— рассказала директор компании «Киберия» Юлия Александрова.
Запустить чат-бот с ИИ-ассистентом планируется после его доработки и тестовых испытаний.
Результаты исследований представлены на IV Проектно-аналитической сессии Университетского консорциума исследователей больших данных, которая прошла в Эльбрусском учебно-научном комплексе КБГУ. Мероприятие собрало представителей 19 университетов из Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и других регионов России, а также экспертов из IT-компаний, федеральных научных организаций РАН и министерств Кабардино-Балкарии.
Ранее сообщалось, что туризму и гостеприимству в России посвящен один из национальных проектов. Он помогает развивать инфраструктуру, производить оборудование, готовить кадры для отрасли и продвигать путешествия по России —- как внутри страны, так и за рубежом, сообщается на портале национальныепроекты.рф, Туристы получают качественный сервис и отличные впечатления, а бизнес — поддержку государства. Все это делает поездки удобными, безопасными и интересными. Обновленные нацпроекты реализуются по решению Президента РФ Владимира Путина с 2025 года.