Как дистант влияет на самочувствие студентов? Исследование ученого КБГУ
На днях исследованием заведующей кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, доктора медицинских наук Аксаны Кардангушевой заинтересовался научно-популярный журнал «Поиск». Тема – влияние дистанционного обучения на успеваемость и эмоциональное самочувствие студентов.
Пандемия заставила пересмотреть многие привычные вещи, в том числе в сфере высшего образования. Переход на гибридные и дистанционные методы обучения хоть и произошел, судя по всевозможным отчетам, относительно быстро и гладко, породил тем не менее массу вопросов. Один из них – как изменилось самочувствие учащихся вузов в новых условиях? Ответ на него искали ученые Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
Мониторингом психологического и физического благополучия студентов, их влияния на успеваемость в вузе занимаются уже 20 лет – в рамках научного направления, руководит которым заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины доктор медицинских наук Аксана Кардангушева.
«Некоторые результаты нашей работы уже используются как в образовательном процессе, так и в лечебной, и в организационно-методической работе учреждений здравоохранения, – говорит ученый. – Пандемия сделала наш мониторинг еще актуальнее».
На сегодняшний день проведены три исследования. Первое проходило в ноябре-декабре 2020 года, в период дистанционного обучения. Ученые использовали метод почтового анонимного опроса, им были охвачены 335 студентов медицинского факультета. Второе исследование (в конце января – начале февраля прошлого года) было проведено специально разработанным методом цифрового преобразования стандартных эпидемиологических анкет. В онлайн-опросе приняли участие 256 студентов. Наконец, третье исследование состоялось в том же 2021 году, спустя год от начала пандемии, но уже в период нормального контактного обучения. Каковы же первые выводы?
Для успешной учебы студенту нужны, как известно, адекватная продолжительность сна, оптимальная физическая активность, здоровая психологическая атмосфера и эффективная организация учебного процесса. Что обнаружили исследователи в ситуации дистанционного обучения? Почти у 70% студентов несколько возросла продолжительность сна, однако с точки зрения медицинских рекомендаций она все же недостаточна для полноценного восстановления сил. Была выявлена и другая проблема – гиподинамия. Она и в обычное-то время характерна для большинства студентов, а на дистанционке существенно выросла. Причем девушки подвержены этому недугу в большей степени, чем юноши.
«Так ли это хорошо спать, есть и учиться, не вылезая из постели? – говорит А. Кардангушева. – Здорово, конечно, что первая пара перестала быть кошмаром, но через неделю-другую разница между учебой и отдыхом сотрется, потом начнут путаться день и ночь, как у новорожденных. Ночью соскакиваешь с постели с мыслью об очередном дедлайне. Перестаешь двигаться, ленишься, набираешь килограммы… Так недалеко и до тревожно-депрессивных расстройств. Двойки пойдут».
Чтобы избежать таких неприятностей, ученые рекомендуют сразу разграничить время учебы и отдыха: делу время, а потехе час. И не надо их путать.
В ходе исследований обнаружилось, что в период пандемии студенты университета увеличили потребление овощей и фруктов, при этом частота приема пищи в кафе и ресторанах уменьшилась. Иными словами, студенты стали больше есть дома.
Об изменении психологического состояния говорят следующие данные. У обследованных учеными студентов выявлены умеренные уровни ситуативной (43,6±4,8 балла) и высокие уровни личностной тревожности (49,1±5,2 балла). Последняя – следствие различных стрессовых факторов, она может вести к развитию дистресса и психосоматических патологий.
«Результаты наших исследований хорошо коррелируют с международными данными, – говорит А. Кардангушева. – Так, по результатам опроса HealthyMinds Study, более 50% студентов американских колледжей обеспокоены возможностью заражения COVID-19, около 90% – своей личной безопасностью. У студентов также установлен более низкий уровень психологического благополучия, чем до пандемии. Группа ученых из Джахангирнагарского университета (Бангладеш) называет стресс, тревогу и депрессию общими симптомами у студентов Бангладеш, а страх заражения COVID-19 – основной причиной этих симптомов. Признаки клинически выраженной депрессии в наших исследованиях зарегистрированы лишь у 1,8% студентов, зато клинически выраженной тревоги – у 11,8%».
Корреляционный анализ, проведенный учеными КБГУ, показал определенную взаимозависимость между уровнем тревожности, тревогой, депрессией, с одной стороны, и изменением продолжительности сна при переходе на дистанционное обучение, гиподинамией, переменами в физической активности, временем подготовки к занятиям и его изменением, успеваемостью, наличием академической задолженности – с другой. Несмотря на то, что прямых причинных связей вроде бы нет, ученые видят влияние выявленных ими факторов на уровни тревожности.
Результаты проведенных исследований легли в основу рекомендаций, которые были предложены студентам. Так, не стоит, открыв окно лекции в Zoom и отключив звук устройства, блуждать в соцсетях, смотреть сериалы или играть. Полезно повторять привычный утренний ритуал из доковидной жизни: проснуться пораньше, сделать зарядку, умыться, причесаться, переодеться в парадную одежду, позавтракать. Следующий важный пункт – установить режим питания: завтракать, обедать и ужинать примерно в одно и то же время, не покупать готовую еду, заказывать доставку натуральных продуктов. Научиться, наконец, готовить здоровую пищу. В условиях, когда большую часть времени мы вынуждены проводить сидя, занятия физкультурой совершенно необходимы. Всего 20-30 минут между парами, потраченные на физические упражнения, позволят сохранить здоровье. Особенно здорово, если получается в перерывах между лекциями выйти на улицу и позаниматься спортом на свежем воздухе. Ну и, конечно, нельзя забывать про полноценный отдых и сон, хобби, чтение.
Но самое главное – самоконтроль. Дистанционное обучение (так же, как и удаленная работа), если оно длится долго, без самоконтроля и самомотивации ведет к деградации.
«Очень важно, что в нашей научной работе активное участие принимают сами студенты, – говорит А. Кардангушева. – Не только как объекты, но и как субъекты исследований». Например, работа студентки медицинского факультета Валерии Демиденко, посвященная изучению тревожно-депрессивных расстройств у студентов во время эпидемии коронавирусной инфекции, заняла второе место в IV Всероссийском и III Международном конкурсе молодых ученых «Гигиеническая наука – путь к здоровью населения».