Как организовать учебный процесс для студентов с инвалидностью: семинар в КБГУ

Дата создания: 11.09.2025

Как организовать учебный процесс для студентов с инвалидностью: семинар в КБГУ

В информационном центре прошел учебно-методический семинар по вопросам сопровождения и обучения студентов с инвалидностью и/или ОВЗ. Профессорско-преподавательский состав и сотрудники вуза обсудили, как организовать учебный процесс и сопровождение студентов с особыми потребностями.  

В КБГУ обучаются 603 человека с инвалидностью. 212 из них поступили в этом году, 18 — с ограниченными возможностями здоровья, сообщила начальник отдела инклюзивного образования управления образовательной политики Людмила Настуева. Открывая встречу, она подробно остановилась на работе каждого структурного подразделения и взаимодействии с первокурсниками. Это молодые люди с ДЦП, нарушением слуха и зрения, соматическими заболеваниями и карликовостью. Сотрудники КБГУ применяют интерактивные образовательные технологии, корректируют расписание, занимаются аудиторным фондом, учитывают особенности обучающихся, чтобы каждый студент мог беспрепятственно посещать занятия и комфортно чувствовать себя в вузе.

Один из актуальных запросов участников семинара — улучшить оснащенность аудиторий ассистивной техникой и мебелью, адаптированной для студентов с инвалидностью. Возможность дистанционного подключения к занятиям также очень важна, подчеркнула Настуева:

«К сожалению, ребята часто переносят сопутствующие заболевания в течение учебного года. Порой из-за неблагоприятных погодных условий им физически сложно добраться до корпусов. Нужно предлагать дистанционное подключение к занятиям, чтобы студент не выпадал из учебного процесса».

По словам Людмилы Настуевой, сами студенты чаще всего интересуются, как будут проходить занятия по физической культуре. На семинаре выступила замдиректора института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ Анна Коноплёва и напомнила, что даже при временном освобождении подбираются иные форматы занятий:

«Для студентов с особыми образовательными потребностями формируется специальная медицинская группа. Мы прислушиваемся к ребенку и его родителям, подбираем активность, которой он хочет заниматься. По возможности рекомендуем посещать бассейн вместо общей физподготовки. Студентам с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата мы предлагаем дистанционный формат и изучение теории». 

На встрече также присутствовал начальник управления развития карьеры КБГУ Ратмир Коцев. Он рассказал о содействии трудоустройству выпускников с особыми потребностями и работе на цифровой карьерной платформе «Факультетус». По данным внутреннего мониторинга трудоустройства выпускников за 2024 год, всего по программам высшего и среднего профессионального образования выпустились 66 человек с инвалидностью. Из них 34 выпускника трудоустроились, 3 молодых специалиста работают в родном вузе. Коцев обратился к аудитории и рекомендовал предусмотреть соответствующую базу практики для ребят с инвалидностью и ОВЗ, чтобы они успешно выходили на рынок труда.

Резюмируя главные тезисы семинара, начальник отдела инклюзивного образования управления образовательной политики Людмила Настуева подчеркнула:

— Ответственность за эффективность комплексного сопровождения студентов, за их социализацию лежит на каждом из нас. Очень хочется, чтобы мы понимали эту ответственность и ценность инклюзии, которая необходима не только ребятам с ОВЗ, но и всему обществу.