КБГУ готовит будущих педагогов и психологов со школьной скамьи: интервью с Ольгой Михайленко
Директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, руководитель Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии образования Ольга Михайленко рассказала о важной инициативе КБГУ, направленной на подготовку будущих педагогов и психологов.
Университет открыл специализированные классы психолого-педагогической направленности в школах республики, которые призваны обеспечить углубленное изучение профильных дисциплин, познакомить школьников с основами педагогики и психологии, а также помочь им определиться с будущей профессией.
Об интеграции теоретических знаний и практических навыков, а также о важности индивидуального подхода к каждому учащемуся для эффективного формирования будущих педагогов – в интервью с Ольгой Ивановной.
— Какую модель организации педагогического класса Вы рекомендуете выбрать?
— Выбор оптимальной модели организации педкласса зависит от целей, ресурсов школы, партнерских возможностей и возраста учащихся. Наиболее перспективная сетевая модель (даже в упрощенном виде) с педагогическим вузом или колледжем. Это дает доступ к экспертизе, ресурсам, серьезной практике и реальной профориентации, повышает престиж класса. Если вуз недоступен — развитая внутришкольная модель с сильным компонентом практики на базе своей и соседних школ/садов, привлечением внешних экспертов (учителя-методисты, психологи центра), использованием онлайн-ресурсов педвузов.
Важно то, что независимо от модели, ключ к успеху – увлеченные педагоги-кураторы, системная практика и создание поддерживающей среды, где ценят выбор педагогической профессии. Необходимо уделить внимание не только знаниям, но и развитию «мягких навыков»: коммуникации, эмпатии, креативности, стрессоустойчивости.
Суть сетевой модели заключается в подписании договора между школой и вузом/колледжем. Программа формируется совместно, а значительная часть спецкурсов и практики проходит на базе вуза/колледжа или под их руководством.
— Как определить, кто из учителей станет куратором?
— Выбор куратора педагогического класса — ключевой фактор успеха. Это должен быть не просто учитель-предметник, а мотиватор, наставник, организатор. Чтобы определить подходящего кандидата, необходимо оценить его личностные качества и компетенции. Важно, чтобы будущий куратор проявлял искренний интерес к педагогике как науке и практике, демонстрировал высокий уровень коммуникации и эмпатии, обладал организаторскими способностями, лидерским потенциалом и авторитетом, гибкостью и креативностью в подходе к детям; был готов к наставничеству, позитивно относился к профессии учителя; склонен к открытости и рефлексии.
— На что следует опираться при составлении учебной программы?
— Брать во внимание необходимо как четкую методологическую базу, так и практико-ориентированные принципы. Оценивая потребности целевой аудитории, нужно ориентироваться на запросы учащихся, проводя анкетирования и интервью об их ожиданиях, страхах, интересах в педагогике, а также обращать внимание на их возрастные особенности. Например, в 8-9 классах акцент должен делаться на профориентацию, игры, тренинги, пробы. Уже в 10-11 классах ракурс смещается на углубленную теорию, практику, подготовку к ЕГЭ по профильным предметам.
Большое значение уделяется ресурсной базе, к которой мы относим партнерские отношения с педагогическими вузами, колледжами, базовыми школами для практики, центрами повышения квалификации учителей; цифровые инструменты (платформы для симуляции уроков, онлайн-курсы), а также людей: учителей-наставников, психологов, студентов-тьюторов из педвузов.
Среди критериев оценки результатов важны не только фактические знания, полученные школьниками в ходе освоения программы, но и их умение применять теорию на практике, итоговое портфолио (конспекты занятий, отзывы с практики, сертификаты), динамика развития soft skills (через диагностику, опросники), защита педагогического проекта (организация мероприятия, методическая разработка).
— Приведите пример мероприятия или проекта психолого-педагогического класса, который Вас вдохновляет.
— Хочу посоветовать Всероссийский образовательный проект «Мастерские роста», а также тренинги личностного роста, проводимые командой сотрудников и студентов института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова:
Полная версия интервью доступна по ссылке на платформе Российской академии образования.