КБГУ готовит кадры для устойчивого будущего республики

Дата создания: 05.12.2025

КБГУ готовит кадры для устойчивого будущего республики

Исполняющий обязанности ректора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова в интервью для RAEX рассказал о новых трендах в области устойчивого развития.

По мнению Юрия Альтудова, запрос на ESG*-тематику стал более прагматичным: бизнес и государство ждут от университетов не только исследований, но и готовых решений для развития территорий. В преддверии всероссийской конференции по устойчивому развитию вузов и.о. ректора КБГУ объяснил, как университет трансформирует теоретические принципы ESG в конкретные проекты для Кабардино-Балкарии, почему делает ставку на человекоцентричность и как готовит специалистов, способных решать актуальные задачи республики.

*ESG — Environmental, Social, Governance (экология, социальная сфера и управление)

Источник: сайт рейтинговой группы RAEX

 — Как бы Вы оценили динамику интереса к тематике устойчивого развития / ESG в университетской среде со стороны органов власти, бизнеса?

— Интерес к тематике переживает важнейшую трансформацию. Если раньше он был в значительной степени драйвом глобальной повестки, то сегодня мы наблюдаем его адаптацию к отечественным условиям.

Мы переходим из плоскости теоретических дискуссий в область практического воплощения, и для КБГУ это один из ключевых стратегических приоритетов. Университет, как драйвер экономического роста республики, не только адаптируется к запросам, но и сам формирует эту повестку.

В 2025 году завершается цикл многих корпоративных ESG-стратегий, и бизнес переходит от деклараций к системной интеграции устойчивости в ядро своих бизнес-моделей. Это уже не отдельная функция, а распределённая ответственность. Со стороны государства интерес также структурируется, о чём говорят новые национальные стандарты и некоторое смещение фокуса с экологии на социальное измерение.

В целом запрос на ESG-тематику стал более прагматичным: и бизнес, и органы власти ждут от университетов не только исследований, но и готовых решений для регионального и корпоративного развития.

— Наблюдается ли стремление пересмотреть какие-то отдельные компоненты этой темы — может быть, с учётом «приземления», соотнесения с текущими и перспективными задачами развития страны, регионов, муниципий, бизнеса?

— Безусловно, происходит переосмысление ESG-повестки. Мы прожили десятилетие с целями устойчивого развития, это подходящее время, чтобы оценить пройденный путь и внести корректировки.

В российской практике на смену абстрактным целям приходит ориентация на реальные человеческие и региональные эффекты: качество жизни, развитие человеческого потенциала, вовлечённость сообществ. Именно поэтому КБГУ в этом году делает акцент на человекоцентричности как ключевом направлении устойчивого развития.

Совместно с правительством республики мы реализуем ряд институциональных проектов по разработке человекоцентричных моделей развития территорий.

Этот подход напрямую соотносится со стратегией социально-экономического развития Кабардино-Балкарии и отвечает общероссийскому курсу на повышение качества жизни, заданному Президентом России В. В. Путиным.

— Отразились ли на общем интересе к этой теме идущие последние несколько лет преобразования в высшей школе? Или же это малосвязанные процессы?

— Эти процессы напрямую взаимосвязаны. Реформа высшей школы, переход к новым моделям университетского управления, модернизация образовательных программ — всё это создало основу для более глубокого внедрения ESG-принципов. Университеты становятся центрами ответственного развития регионов.

Мы интегрировали принципы устойчивого развития в стратегию развития КБГУ в рамках программы «Приоритет-2030». Теперь это неотъемлемая часть процесса трансформации университета.

В КБГУ создан центр устойчивого развития, который координирует проекты по зелёной экономике, водным ресурсам, здоровьесбережению и человекоцентричности.

Для нас ESG — это не просто модная аббревиатура, а инструмент стратегического развития университета и региона, и мы стремимся, чтобы человек и его развитие оставались в центре этой системы.

— Образование в сфере устойчивого развития / ESG: востребованность, новые акценты?

— Тематика ESG последовательно интегрируется в профильные программы основных подразделений. У нас реализуются программы по экономике и управлению, социальной работе, психологии, государственному и муниципальному управлению, туризму и индустрии гостеприимства, где выделяются модули по социальной ответственности, управлению устойчивым развитием территорий, этике управления и цифровым сервисам для граждан.

Мы реализуем очные программы, в которых принципы устойчивого развития встроены в самые основы учебного процесса. Это программы по наиболее близким к специфике нашего региона направлениям — экологии, природному туризму и устойчивому управлению территориями.

Сейчас по этим ESG-ориентированным направлениям обучается 839 студентов на очных отделениях.

За последние три года наблюдается заметный рост интереса к этим направлениям — регион объективно требует специалистов по экологическому мониторингу, устойчивому туризму и адаптации территорий к природным рискам.

— Каково соотношение бюджетников и платников среди обучающихся по таким программам? Есть ли среди них «целевики»?

— Соотношение устойчиво: примерно 40 % обучаются за счёт бюджетных средств и 60 % — на платной основе. Есть и целевые студенты, хотя их пока меньше, чем мы рассчитываем. Тем не менее по экологическим и географическим направлениям целевой приём ежегодно сохраняется, что подтверждает потребность региональных структур в таких кадрах.

— Существуют ли разработанные вашим вузом образовательные онлайн-курсы по направлениям устойчивого развития / ESG? Что это за курсы?

— Мы разрабатываем такие курсы и распространяем их через онлайн-платформу «Открытое университетское пространство». Уже доступны: курсы «Основы биоэкологии и устойчивого развития» и «Устойчивый туризм: ESG в практике».

— Какова динамика их востребованности и аудитория?

Динамика — положительная: курсы активно используются студентами экологических, географических и туристских направлений. Кроме того, они доступны внешним пользователям, что помогает привлекать аудиторию из удалённых районов республики, где очное обучение не всегда доступно, а также из других регионов.

— Каковы перспективы трудоустройства выпускников с профильным ESG-образованием?

— Спрос на наших выпускников с ESG-компетенциями растёт. Этому способствуют федеральные инициативы, региональные программы и развитие туризма в регионе.

На локальном уровне выпускники КБГУ востребованы в органах государственной и муниципальной власти, в образовательных и медицинских учреждениях, в туристско-рекреационной отрасли и предприятиях, работающих с региональными проектами.

Заинтересованы компании из туризма и гостеприимства (региональный туризм, медицинский туризм), образовательные и культурные проекты, а также предприятия, связанные с инфраструктурой и услугами в регионе.

Кроме того, мы запускаем университетские проекты устойчивого развития, которые направлены на создание новых для нашего региона отраслей и рынков — медицинский туризм, человекоцентричное управление территориями, новые кластеры индустрии гостеприимства, устойчивое земледелие.

Это позволяет нам заранее прогнозировать рынок труда и «бронировать» на нём рабочие места для наших студентов, понимая, какие им понадобятся компетенции через несколько лет.