КБГУ: приглашение в мир предпринимательства

Изменения в составе участников стартапа, инструменты управления проектной командой, коммуникация, разрешение конфликтов, развитие лидерских качеств, маркетинг и продвижение продуктов – эти и другие важные темы рассматривают студенты Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова в ходе реализации бизнес-акселератора, который проходит этой осенью в Точке кипения крупнейшего вуза Кабардино-Балкарии .
Данный проект, разработанный и реализуемый Департаментом сопровождения проектов НТИ и непрерывного образования КБГУ, осуществляется по двум образовательным программам в рамках реализации федерального проекта «Технологии» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Большой цикл мероприятий по программе акселератора «Сосруко» проводит для проектных команд доктор филологических наук, профессор, ученый секретарь КБГУ, заслуженный работник образования КБР Ирина Ашинова.
«Приятно отметить, что многие студенты, в том числе обучающиеся младших курсов, мечтают заняться предпринимательской деятельности по окончании вуза. Большинство из них, а именно те, кто не вовлечен в родительский, семейный бизнес, не имеет начального опыта в данной области, именно мечтают о собственном деле, а не планирует его, – поделилась Ирина Викторовна. – Ситуация меняется, становится понятной, прозрачной, конкретной для тех студентов, которые по своей инициативе или по рекомендации преподавателей решили принять участие в проектах, направленных на развитие молодежного предпринимательства.
Это и встречи с бизнесменами, и семинары, и акселерационные программы, позволяющие членам команд (в составе которых студенты разных направлений подготовки, получающие не только экономические специальности, но и юридические, инженерные, медицинские, творческие) конкретизировать свой запрос, личную цель и определить собственную потенциальную роль в проектной команде того или иного стартапа. Сочетание креативного мышления, профессиональных знаний и навыков представителей разных областей деятельности дает синергетический эффект.
Конечно, степень вовлеченности студентов в проекты разная, и по мере продвижения акселератора выявляются наиболее заинтересованные, активные члены команд. В ходе общения с преподавателями и представителями бизнес-сообщества они не только задают вопросы, выполняют предложенные тесты и задания, но и высказывают собственное мнение по многим вопросам, вступают в дискуссию, то есть обретают навыки коммуникации с разными людьми, независимо от их социального статуса, занимаемой должности или профессионального опыта.
Считаю это особенно важной задачей именно здесь, на Кавказе, где менталитет населения предполагает почтительное отношение к старшим, проявление уважения к их мнению и рекомендациям. Одна из миссий организаторов бизнес-акселератора заключается в том, чтобы вывести всех участников мероприятий на уровень коллегиального общения, когда мнение каждого имеет значение и может повлиять на общий результат.
Студенты научились многому, об этом они могут рассказать. Мы даем им первоначальные основы предпринимательства, намечаем пути вхождения в бизнес-сообщество. В неформальном общении устанавливаются контакты с действующими предпринимателями. Такую возможность предоставляет наш университет, где ведется подготовка кадров для экономики и социальной сферы Кабардино-Балкарии, других регионов России и зарубежных стран. Здесь студенты получают старт для реализации своей карьеры, профессиональных планов и предпринимательских идей.
Составляя модель стартапа, мы со студентами прорабатываем каждую позицию: генерирование идей, анализ рынка, построение бизнес-модели, взаимодействие с потенциальными инвесторами, продвижение и улучшение продукта. Обращаем внимание на то, что необходимо быть в постоянном взаимодействии с клиентами, составлять условный портрет клиента, который с течением времени или на различных локациях может меняться в зависимости от географического положения, динамики демографической ситуации, возраста, пола потребителей предлагаемого продукта и других факторов. Студенты должны четко понимать, на каких потенциальных клиентов направлен их продукт.
Проделав большую работу на начальном этапе акселерационной предпринимательской программы, студенты уже до встречи с действующими бизнесменами понимают, о чем нужно их спросить, что выяснить. Студентам мы объясняем: «Чтобы в ваш проект были сделаны финансовые вливания, во время презентации вы должны быть убедительны». Предприниматели с интересом относятся к этому процессу. Если заинтересуются, могут пригласить к сотрудничеству и даже приобрести новый бизнес.
Какие проекты предлагают студенты? Чаще всего они стремятся повысить комфортность своей жизни, поэтому выдвигают идеи, связанные с повседневным сервисом: услугами такси, доставкой продуктов. Девушек интересуют такие темы, как косметика, приготовление еды, поэтому их предложения по разработке проектов технологического предпринимательства посвящены этому.
Юноши в основном заточены на мобильные приложения по услугам такси, доставке мебели и т.п. Такие идеи возникли у них не случайно, а потому, что старшие родственники ведут такой бизнес. Молодые люди, владеющие современными информационными технологиями, видят дополнительные возможности для продвижения продуктов и услуг. Одно из предложений – ввести дополнительные функции в приложениях, например, функцию отложенного вызова такси, позволяющую сделать заказ на определенный день и час.
Высказывались мысли и не связанные с технологическим предпринимательством, но главное, что участие в акселераторе послужило импульсом для анализа действительности, стремления улучшить положение в той или иной области жизнедеятельности. Вот пример: когда был задан вопрос о том, что можно предпринять для улучшения результатов экзаменационной кампании, кто-то предложил создать систему репетиторства – чтобы старшекурсники занимались со студентами младших курсов и школьниками. К технологическому предпринимательству это не имеет отношения, но хорошо уже то, что молодые люди видят ниши для приложения своих сил и получения дохода.
В целом предложения очень интересные, и приятно, что некоторые участники акселератора уже имеют конкретные предпринимательские цели. Один активный студент пообещал: «Вы еще увидите, каким крутым бизнесменом я стану!» Вот такой боевой настрой».
По разным оценкам, предпринимательским талантом обладают 5–10% населения, однако далеко не все могут реализоваться в данной сфере, где требуется сила воли, интуиция, желание идти на риск. Поэтому хорошим результатом предпринимательского акселератора и других подобных программ можно считать последующее вхождение в бизнес одного процента участников таких проектов.
Число индивидуальных предпринимателей в России за последние три года выросло на 23% и составило 4,5 миллиона человек. Это результат поддержки, осуществляемой государством, увеличение доходов населения, развитие цифровых сервисов, позволяющих запустить бизнес за несколько дней, что делает предпринимательство более доступным для граждан.



