Лица КБГУ: Ольга Вильковская об учебе и творчестве без ограничений
В рубрике «Лица КБГУ» продолжаем рассказывать о людях, которых встречаем в учебных аудиториях, корпусах и в университетском городке. Сегодня представляем историю студентки-филолога Ольги Вильковской, которая чувствует мир на кончиках пальцев.
В 15 лет мир Ольги потерял привычные очертания — из-за врожденной глаукомы ее зрение резко ухудшилось, осталась лишь светочувствительность и способность различать цвета.
Пришлось переводиться в специализированную школу-интернат в Кисловодске. В старших классах девушка освоила шрифт Брайля, научившись новой форме письма и чтения, начала ориентироваться в пространстве с помощью трости.
Диагноз изменил образовательный трек Вильковской, но не вектор развития. Педагоги советовали одаренной ученице поступать в вуз. По словам Ольги, этап переговоров был сложным:
— Мама до последнего боялась меня отпускать в другой город, потому что до поступления я не жила одна, и маму это очень сильно пугало. В итоге я ее убедила и на самом деле считаю, что учеба в университете и самостоятельная жизнь пошли только на пользу.
КБГУ
Университет Ольга воспринимает как место силы, учебу — как основной интерес и хобби одновременно. Будучи отличницей, она посвящает занятиям каждый день. Спустя три года успешной учебы на историческом факультете девушка сменила направление на филологию, изучает литературу и французский язык.
Дорога от общежития до учебного корпуса занимает у студентки 10 минут.
Путь Вильковская знает досконально и самостоятельно добирается на пары, если только лекции и семинары не переносят в новую аудиторию.
— Без подписанных шрифтом Брайля указателей трудно одной ориентироваться в большом университете, — говорит Ольга. — Сложности возникают и при поисках научной литературы. Специальные издания для незрячих выпускаются, но их недостаточно. Чаще я использую аудиокниги или программы экранного доступа, позволяющие распознавать тексты на компьютере.
Конспекты Брайлем, аудиокниги, зачеты и экзамены в устной форме или с сопровождением работников отдела инклюзивного образования — краткий обзор академической среды студентки с инвалидностью по зрению. На сессиях ассистенты помогают с прохождением тестирования: набирают текст, отмечают выбранные ответы, сканируют книги через программу для незрячих и слабовидящих пользователей.
— КБГУ — мое любимое место в Нальчике, — признается Ольга . Даже во время сессии, в дни, когда не было экзаменов, я периодически просто ходила по коридорам, потому что там особенная атмосфера.
Поэзия
Первый стих Ольга написала в 12 лет, мысленно дав себе такое задание. Этот же импульс двигает ею сегодня, когда она пишет о первом сильном чувстве, повторяющихся буднях, кумирах, изменениях в себе и в отношениях с близкими. Все нюансы жизни девушки за двадцать Вильковская вылила на страницы сборника «Я не умею не писать стихов», который вышел в 2024 году. О презентации Ольга вспоминает с улыбкой:
— Я так радовалась, что даже почувствовала недоверие. Так бывает, когда что-то происходит очень хорошее, и ты думаешь, неужели я сейчас не сплю? Такого просто не может быть.
«Не писать было для меня самым большим страхом в жизни», — призналась Ольга в предисловии. От страха спасла постоянная практика: она творит на семинарах и переменах, превращает повседневные диалоги в строки. Недавно поиски образов и рифм начались и на французском языке.
«Наш мир всегда становится таким,
Каким мы, люди, видеть его можем…»
Лирический мир студентки КБГУ то припыливает синим, то мелькает дождливо-серебристым, то раскрашивает ярким лучом. Любимый автор Ольги — Виктор Гюго. Его пьесу «Марион Делорм» она готова процитировать с любого места, однако в творчестве хочет сохранить самобытность:
— Мне кажется, каждый человек уникален. Все-таки люди должны быть разными, а не стремиться походить друг на друга.
«Я рада, что нашла свою дорогу», — написала 16-летняя Ольга в одном из ранних стихотворений. 10 лет спустя она еще увереннее выбирает собственный путь. В планах Вильковской — учиться вплоть до аспирантуры и преподавать в родном вузе, а также расширять границы собственного творческого пространства.