Надо ли возрождать марксизм? Дискуссия историков КБГУ
В апреле в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова прошло очередное заседание историко-патриотического клуба «По тропам КЛИО». Темой дискуссии стала роль марксизма в истории человечества, России и Кавказа.
Марксизм – научная теория, которая нашла практическое подтверждение в ходе социалистического строительства в СССР на протяжении 70 лет. Но, к сожалению, практика показала ее нежизнеспособность. Она канула в лету, оставив боль и горечь по нереализованной мечте человечества о справедливом государстве. Забыть марксизм как неудачную политическую модель постимператорской России или вновь обратиться к нему, чтобы все-таки построить бесклассовое общество?
– такую дилемму для обсуждения обозначил руководитель клуба Петр Кузьминов.
В дискуссии приняли участие члены клуба студенты и магистранты направления обучения «История», «Журналистика».
С основными вехами жизни Карла Маркса ознакомила слушателей Лена Санова. Она рассказала о его семье и соратниках, прошедших через нищету и голод во имя идеи.
О плюсах и минусах теории Карла Маркса, ее актуальности сообщил Кантемир Карданов.
Далее Заур Омар подробно раскрыл понятие неомарксизма – течений, возникших в результате теоретической разработки ряда проблем, которые не мог решить традиционный марксизм.
У Карла Маркса есть крылатая фраза «Царизм – жандарм Европы». Столь позорную характеристику России он дал потому, что царские войска подавили ряд восстаний в Европе, пытались задушить национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа, вошедшее в историю как Кавказская война. Этой проблеме посвятила свое выступление Динара Алхасова. Как свидетельствуют опубликованные и неопубликованные статьи классика марксизма, он всецело был на стороне Шамиля и широких народных масс.
По законам диалектического материализма, борьба горцев – это прежде всего революционная борьба,
– объяснила Динара.
По мнению Ислама Паштова, Карл Маркс – двуличный человек, поскольку в одних случаях он жестко критикует российское правительство, а в других говорит о его позитивной работе. Критике подверг студент и партию большевиков, захватившую власть в России в октябре 1917 года и уничтожившую ее лучшие интеллектуальные силы.
Это было уничтожение России, её расчленение, сопровождающееся смертью людей и наступлением на демократию,
– утверждал Ислам.
Защищая СССР, в дискуссию с Исламом вступил Аскер Хаширов, который подчеркнул:
В ту эпоху сумели построить то, что разворовывается уже 30 лет, но это достояние до сих пор является скрепами современной России.
В ходе дискуссии были обозначены многие сильные и слабые стороны советской власти и ее идеологии марксизма-ленинизма.
Подводя итоги, Петр Кузьминов отметил, что участники клуба конструктивно обсудили злободневную проблему XIX–XX веков, но она настолько многогранна и обширна, что прийти к общему знаменателю по данному вопросу очень сложно. Это слишком масштабное явление.
При выборе темы следующего заседания клуба большинство поддержало идею Аскера Хаширова поговорить о причинах роста авторитета Иосифа Сталина в последние десятилетия в России.