Научно о жрецах древности: в КБГУ прошло заседание исторического клуба

Дата создания: 09.02.2022

Роль жрецов и служителей культа в развитии цивилизации стала темой заседания историко-патриотического клуба «По тропам КЛИО» социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова.

Встреча прошла под руководством доктора исторических наук, профессора кафедры истории России Петра Кузьминова в рамках Недели науки 7 февраля в онлайн-формате.

С Днем российской науки участников клуба поздравил директор СГИ КБГУ Муслим Тамазов, выразив надежду, что в будущем они станут известными учеными и покорят самые смелые научные высоты.

Вступление к теме заседания сделал студент 4-го курса направления «История» Ислам Паштов. Он напомнил, что жречество возникло вследствие стремления древнего человека найти объяснение различным явлениям природы и имело огромное влияние на развитие и становление культуры, образования и медицины. Жрец выполнял функцию посредника между высшими силами и общиной. О существовании жречества как класса стало известно из истории Месопотамии и Египта. Эти государства уже обладали могущественным и высокоорганизованным жречеством. То же самое было распространено и в Полинезии, Западной Африке, Нью-Мексико и Флориде, но при этом развито жречество тут было на более низком уровне.

Дополнили тему студенты направления «История» Арианна Нагоева, Лейла Атмурзаева, Алина Шериева, Сабина Хаупшева, Рамина Пекова, Ларьяна Тенгизова, рассказав в своих докладах о месте жречества в древних цивилизациях разных стран – Вавилона, Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции, Древнего Рима, Центральной Америки.

Об адыгских верованиях и служителях древнего культа рассказала Арина Кунашева, отметив, что в культах языческого пантеона адыгских богов отражались желания и чаяния народа, связанные прежде всего с земледелием и скотоводством – основными занятиями средневековых адыгов.

Почитание сил природы имело у адыгов большое значение. Обращаясь к природе, человек тем самым подчеркивал свою зависимость от нее и старался умилостивить многие явления природы различными подношениями и культовыми обрядами. Адыгский раннесредневековый пантеон языческих богов был многообразен,

– подчеркнула Арина Кунашева.

Про деятельность волхвов – представителей жречества Древней Руси, доклад представила Динара Башиева.

В условиях рождающейся и укрепляющейся государственности Древней Руси сословие жрецов должно было не только аккумулировать архаичные предания и мифы, но и осваивать новые формы культуры, с которыми русская знать соприкасалась во время ежегодных длительных поездок в Болгарию, Византию, в земли Халифата. Надо отметить два важных элемента мировой культуры, которые можно соотнести с сословием жрецов. Это, во-первых, письменность, а во-вторых, знание греческого языка. Важно отметить, что волхвы-язычники не остались в стороне от восприятия этих новых для Руси слагаемых культуры.

Благодаря жреческому сословию был накоплен практический опыт, созданы зачатки прикладных наук, дипломатии, некоторые знания сохраняют свое значение в современной культуре. Тем самым, волхвы и жрецы – хранители священных традиций – сыграли положительную роль в истории и культуре своих народов и государств,

– сообщила Динара Башиева.

Подводя итоги заседания клуба «По тропам КЛИО», его руководитель профессор Петр Кузьминов сказал, что в древних цивилизациях жречество занимало значительное место в развитии государств. Будучи очень влиятельными, в расцвет культуры жречества цивилизации достигали значительных высот в науке, искусстве и ритуальной части религий.

Однако на всех этапах развития древних цивилизаций жречество периодически злоупотребляло властью. Дело в том, что комплекс жреческих ритуальных манипуляций, ставящих целью воздействие на коллективное сознание, можно назвать социальной магией, основной её стержень – искренняя вера масс в её действенность. И управление посредством веры – основа жреческой власти,

– резюмировал Петр Кузьминов.

Следующее заседание клуба «По тропам КЛИО» запланировано на вторую половину марта. Студенты-историки выразили намерение сделать научную оценку социально-экономическому строю современной России.