От искусственного интеллекта до школьного CubeSat: в КБГУ обсудили новые грани изучения космических лучей

Дата создания: 23.12.2025

От искусственного интеллекта до школьного CubeSat: в КБГУ обсудили новые грани изучения космических лучей

В совместной лаборатории Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова и Института ядерных исследований РАН «Астрофизика и физика космических лучей» состоялся научный семинар, на котором обсудили применение искусственного интеллекта для анализа данных крупнейших обсерваторий и школьный эксперимент со стратосферным спутником. Мероприятие, объединившее ученых и молодых исследователей, было посвящено теме «От стратосферы до глубин Байкала: современные методы в изучении космических лучей».

Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Иван Харук рассказал о роли машинного обучения в астрофизике. На примере работы Telescope Array и нейтринного телескопа Baikal-GVD он объяснил, как нейронные сети стали незаменимым инструментом для анализа больших данных, идентификации частиц и реконструкции событий в физике высоких энергий, а также обозначил ключевые проблемы, с которыми сталкиваются разработчики в реальных экспериментах.

Особый интерес вызвал доклад, представляющий школьный проект. Учащиеся 10 и 11 классов Детской академии творчества «Солнечный город» (Нальчик) – Даниэль Болиев и Якуб Аккизов – под научным руководством кандидата физико-математических наук, доцента, ведущего инженера ЕМИЕН КБГУ Мартина Масаева и кандидата физико-математических наук, заместителя заведующего БНО ИЯИ РАН Альберта Гангапшева представили свою разработку. Они реализовали метод определения вариаций в потоке мюонов с помощью малого космического аппарата формата CubeSat 3U, запускаемого в стратосферу.

Как отметила Анна Вересникова, кандидат физико-математических наук, ученый секретарь ИЯИ РАН и старший научный сотрудник совместной лаборатории «Астрофизика и физика космических лучей», подобные мероприятия — важнейший элемент профориентационной работы. «Прямой диалог школьников с учеными из ведущих научно-исследовательских институтов, возможность не просто услышать о передовых исследованиях, а сразу попробовать свои силы в реальных проектах, — это самый эффективный путь воспитания следующего поколения исследователей. Университеты выступают здесь ключевой площадкой, связывающей талантливую молодёжь с миром большой науки», – подчеркнула она.