От законности к ответственности: эксперт КБГУ о проекте «Антикоррупционный компас» для студентов

Дата создания: 26.12.2025

От законности к ответственности: эксперт КБГУ о проекте «Антикоррупционный компас» для студентов

Эксперты Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, лекторы Российского общества «Знание» провели в колледжах республики просветительский проект «Антикоррупционный компас: от законности к ответственности». За пять месяцев команда АНО поддержки инициативных проектов «Лидер» организовала 16 лекций, которые посетили около 150 студентов.

Пресс-служба вуза обсудила итоги инициативы с ее автором, начальником управления по воспитательной работе, доцентом кафедры экономики и учетно-аналитических информационных систем Института права, экономики и финансов КБГУ, директором АНО «Лидер», лектором общества «Знание» Залиной Герговой.

 

— Как появился проект «Антикоррупционный компас: от законности к ответственности» и что послужило толчком к разработке?

—  Это уже вторая просветительская инициатива АНО «Лидер». После завершения первого проекта «Карьерный компас: от профессии к призванию» мы с командой провели анализ и обнаружили, что по антикоррупционной тематике пишется и реализуется мало программ. Подготовили заявку, подали на грант Министерства по делам национальностей и общественным проектам КБР и получили господдержку.

— Что Вы считаете главной идеей и посылом проекта «Антикоррупционный компас: от законности к ответственности»?

— Цель нашего проекта – просвещение и формирование у студентов среднего профессионального образования антикоррупционного мировоззрения. Мы стремимся выработать гражданскую позицию и негативное отношение к коррупционному поведению через активные формы и методы обучения.

— Что ждало команду после получения гранта, какие этапы предстояли при реализации проекта?

— В начале с командой подготовили методические рекомендации по разработке и принятию мер по противодействию коррупции специально для студентов колледжей. Это небольшая памятка, написанная понятным языком. Параллельно мы организовали лекторий по предупреждению и противодействию коррупции «Чистые руки». Следующий этап — это олимпиада «Чистая игра». Заключительным шагом стал показ видеороликов от участников конкурса «Чистые кадры». В 2-3-минутных сюжетах студенты объясняли, что такое коррупция, и выражали свое отношение к этому явлению.

— Почему Вы выбрали своей целевой аудиторией именно студентов колледжей?

— У большинства студентов вузов в программы включена дисциплина правоведения, но у обучающихся колледжей необходимо заполнить пробелы в знаниях. После завершения проекта нам кажется, что он будет актуален и для старшеклассников.

— Вы говорите от лица определенного сообщества. Кто вошел в команду проекта?

— С первого проекта с нами работают сотрудники Управления развития карьеры КБГУ, лекторы российского общества «Знание» — Ратмир Коцев и Кристина Лопатина. В этот раз к проекту присоединился и ассистент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Института права, экономики и финансов Эльдар Доткулов.

— На чем спикеры акцентировали внимание аудитории на лекциях?

— Лекции проходили в формате диалога с примерами из классической литературы, реальными юридическими кейсами из российской и зарубежной практики. Мы не просто рассказывали студентам об угрозах коррупции, скорее сфокусировались на ответственности, которую несут за правонарушения.

— Пожалуй, самое непростое в просветительских проектах — подведение итогов, ведь неясно, чем измерить эффект от инициативы. Что бы Вы назвали главными результатами проекта «Антикоррупционный компас»?

— Социальное проектирование — это про отложенный эффект. Мы ставили целью повысить уровень правосознания у обучающихся, внедрить образцы антикоррупционного поведения, сформировать нетерпимое отношение к таким явлениям. Все это действительно невозможно измерить здесь и сейчас. Но я очень надеюсь, что знания, которые студенты получили в нашем проекте, откладываются у каждого участника. Уверена, в нужный момент эта информация поможет ребятам принять правильное решение в той или иной жизненной ситуации.

— Вырисовывается ли это в перспективу и будущее для проекта?

— Конечно, мы с командой и дальше будем вести образовательные и просветительские проекты. Это очень интересная и благодарная работа.

— Если попытаться вывести один тезис из лекций, на чем должно строиться антикоррупционное правосознание? 

— На личном уровне оно начинается с раннего воспитания и образования. Базовые ценности закладываются сперва в семье, затем в учебных учреждениях. Я говорю о понятиях честности, справедливости, уважения к закону и общественным благам.

Кроме того, правосознание человека как гражданина формируют рабочие правовые институты. Это независимые антикоррупционные органы и формирование общественного осуждения коррупции. Важны также примеры лидеров мнений. На лекциях мы объясняли, как все эти инструменты помогают бороться с коррупцией по всему миру.

Можно сказать, что эти знания — основа этического выбора. Прежде всего нужно понять, что коррупция — не абстрактное зло, а явление, которое начинается с личного выбора каждого гражданина.

 

Справочно:

В докладе о выполнении Конвенции ООН против коррупции за 2025 год анализировалась ситуация в 162 странах. 58% участников сообщают об увеличении объемов конфискации активов, полученных преступным путем. Это указывает на улучшение раскрываемости дел и работы органов власти. Однако в 80% стран общая сумма возвращенных активов за период обзора составила менее $100 млн, а в половине этих стран — менее $1 млн. Авторы исследования отмечают, что изъятие затрагивает лишь малую часть незаконных активов, а основная масса средств находится за рубежом.

В этом году кампания, посвященная Международному дню борьбы с коррупцией, фокусируется на роли молодежи в противодействии явлению, которое эксперты считают угрозой статусу и устойчивости государств.