Педагогический институт в сетевом образовательном взаимодействии КБР
Для повышения качества педагогического образования КБГУ в соответствии с современными требованиями ФГОС и общества, сотрудниками Педагогического института разработана Концепция развития регионального инновационного педагогического кластера как сетевого сообщества. Согласно данной Концепции сформировано сетевое взаимодействие Педагогического института с образовательными учреждениями КБР. Важно отметить, что такое сотрудничество предоставляет студентам Педагогического института и школьникам благоприятные условия для развития ключевых компетенций и универсальных учебных действий, самостоятельного и ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории личностного развития.
Организация обозначенного сетевого взаимодействия направлена на обеспечение активной работы педагогов образовательных учреждений и преподавателей Педагогического института, в подготовке документации, методических материалов, учебно-методических пособий, оформлении грантов и других форм сотрудничества. Сетевое взаимодействие предполагает повышение ответственности всех участников образовательного процесса от создания программ до их реализации.
Все разработанные программы по психолого-педагогическим дисциплинам согласуются с работодателями. Учебные и производственные практики (по профилю специальности) проходят на базе детских дошкольных учреждений и на базе МКОУ СОШ города Нальчика.
В условиях образовательного взаимодействия Педагогического института с МКОУ СОШ №5, директор, кандидат педагогических наук Емузова С.Г., вот уже на протяжении многих лет осуществляется организация совместных проектов в подготовке активных форм работы студентов и обучающихся в реализации познавательных, исследовательских, культурно-досуговых и других программ. Преподаватели совместно с учителями МКОУ СОШ №5 в процессе установочной конференции готовят презентации и методические материалы в помощь будущим учителям.
На кафедре педагогического образования Педагогического института КБГУ разработаны методические рекомендации для студентов-практикантов, включающие требования по оформлению отчетной документации, правила проведения внеурочного мероприятия, схема составления конспекта внеклассного мероприятия, критерии его оценки. Данные материалы способствуют приобщению студентов к научному исследованию педагогической деятельности, к изучению проблем обучения, воспитания и развития личности в русле педагогической деятельности. Важно отметить, что рецензентом многих методических рекомендаций и учебных пособий, подготовленных сотрудниками кафедры педагогического образования, является директор МКОУ СОШ №5 кандидат педагогических наук Емузова С.Г.
Студенты активно используют материалы, размещенные на сайте МКОУ СОШ №5 и на сайте Педагогического института в процессе освоения профессиональных модулей.
Будущие воспитатели и учителя в процессе прохождения производственной практики активно включаются в работу образовательных учреждений по организации праздничных утренников, открытых занятий, родительских собраний. Они взаимодействуют с воспитателями и учителями по использованию инновационных образовательных технологий в работе с детьми.
Подготовка будущих учителей и воспитателей по освоению ОК и ПК включает в себя несколько этапов, на каждом из которых используются тестирование, наблюдение, оценка в соответствии с уровнями освоения (низкий, средний, высокий). Результаты работы обсуждаются на заседаниях кафедры, на итоговых конференциях по практике с приглашением работодателей, учителей и воспитателей.
Одной из важных задач сетевого образовательного сообщества для Педагогического института является трудоустройство выпускников. Присутствие работодателей в качестве членов ГЭК дало возможность выбора из числа выпускников будущих учителей МКОУ СОШ г.о. Нальчик. Только в прошлом учебном году на работу в МКОУ СОШ №5 были приглашены 6 выпускников Педагогического института: Алоева Карина (учитель 1-1 класса), Буранова Зарема (учитель 1-6 класса), Кагазежева Рузанна (учитель 4 коррекционного класса), Долова Лиана, магистрант 1 года обучения направления подготовки Педагогическая психология (учитель 4 «Г» класса), Батчаева Марина (учитель 2-1 класса), Нафедзов Эльдар (учитель-воспитатель группы продленного дня).
Педагогический институт продолжает поддерживать связь с выпускниками, оказывая им психолого-педагогическую и методическую поддержку и радуясь их достижениям.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что проблема формирования гуманистически ориентированного менталитета и мировоззрения будущих учителей и воспитателей требует заинтересованного и небезразличного участия всех образовательных организаций, социальных институтов в комплексном и межведомственном решении обозначенных задач, где сетевое образовательное взаимодействие, сетевое образовательное сообщество занимает одно из ведущих мест в успешном решении задач модернизации регионального педагогического образования.