Предпринимательский акселератор КБГУ: эстафета передачи знаний

В сентябре–декабре 2025 года в «Точке кипения» Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова проходят события в рамках реализации федерального проекта «Технологии» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Участники акселератора по предпринимательству, организованного Департаментом сопровождения проектов НТИ и непрерывного образования КБГУ, – это 600 студентов из разных подразделений вуза уровня высшего образования и среднего специального образования.
Акселерационная программа «Азау» формирует у студентов базовые предпринимательские навыки, необходимые для создания технологических стартапов. Программа «Сосруко» – для начинающих предпринимателей и исследователей, чьи разработки уже готовы к переходу в стадию производства.
В число специалистов, которые проводят мероприятия предпринимательского акселератора, входит Елена Нальчикова – заместитель директора социально-гуманитарного института по менеджменту качества образования, заведующая кафедрой организации работы с молодежью.
Вот что рассказала Елена Аниуаровна:
«Студентам особенно интересно было встретиться с молодыми людьми, которые участвовали в подобных образовательных программах, разработали свои проекты и достигли хороших результатов. То есть, с теми, кто получил финансирование и реализовал стартап.
Таких успешных людей немало среди тех, кто связал свою трудовую деятельность с нашим вузом. Поэтому на встречу с участниками акселератора я пригласила Исхака Алиевича Мурачаева. Он специалист по работе с молодежью, выпускник КБГУ и наш сотрудник – директор Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма.
Еще недавно Исхак был одним из студенческих активистов, в бакалавриате защищал свой дипломный проект в формате стартапа – создал мобильную платформу фриланса для студентов.
Здесь надо пояснить, что реализация идеи, готовый продукт требуется от выпускников магистратуры, а бакалаврам достаточно в выпускной квалификационной работе представить свою идею, обосновать ее, сделать необходимые расчеты. Однако Исхак, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями, пошел дальше и реализовал свой стартап. В период обучения он активно участвовал в проектной деятельности, неоднократно получал финансирование и от университета, и за счет государственных грантов.
Студенты с большой заинтересованностью общались с Исхаком, слушали его рассказы о личном опыте проектной деятельности, о том, с какими трудностями пришлось столкнуться, как он работал над ошибками.
Специалист по работе с молодежью умеет наладить диалог со студенческой аудиторией. Один из фрагментов общения прошел в формате деловой игры: мы с ним выступили в роли потенциальных инвесторов для участников акселерационной программы. Студентам – членам четырех проектных команд – надо было договориться с нами о финансировании своих проектов.
Исхак давал рекомендации, предлагал более четко, лаконично сформулировать идею, разъяснял, как подчеркнуть наиболее яркие, выигрышные моменты проектов: «Вы делаете благое дело, поэтому не стесняйтесь говорить о нем. Если считаете, что какая-то профильная фирма или какой-то человек, работающий в данной сфере, теоретически сможет профинансировать ваш проект, придите и покажите свою разработку. Постарайтесь буквально в течение минуты, так сказать, на салфетке изложить суть дела и заинтересовать потенциального партнера, убедить его в эффективности сотрудничества».
В составе проектных команд, пришедших на консультацию, были студенты института математики и естественных наук, а также студенты педагогического колледжа. Проекты будущих педагогов связаны с их профессиональной деятельностью, направлены на помощь специалистам, которые работают с детьми и их родителями. А вот физики предложили проект по разработке мобильного приложения, масштабируемого на все вузы страны. Рекомендация для них Исхака Мурачаева была следующей: создать небольшой реально работающий проект, предложить его КБГУ, и впоследствии масштабировать.
Уучастники акселератора обратились к Исхаку с просьбой о дальнейшем консультировании, чтобы задать оставшиеся вопросы по своей работе. И, конечно, получили положительный ответ, потому что в нашем университете царит атмосфера коллегиальности, сотрудничества. Преподаватели стараются воспитывать специалистов, всегда готовых помочь людям и словом, и делом.
Кто-то в свое время научил, поддержал Исхака, а теперь он, директор Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, готов оказать поддержку перспективным студентам. Эстафета передачи знаний и развития продолжается».




