Преодоление девиантного поведения у подростков: трёхэтапная модель доцента КБГУ Будимира Нагоева

Дата создания: 26.09.2025

Преодоление девиантного поведения у подростков: трёхэтапная модель доцента КБГУ Будимира Нагоева

В Нальчике на семинаре для педагогов доцент института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова Будимир Нагоев представил трёхэтапную модель работы с девиантным поведением подростков.

Эта методика призвана упорядочить действия специалистов, чтобы они могли выстроить эффективную систему поддержки для каждого подростка, столкнувшегося с трудностями.

Первый этап – диагностика – предполагает глубокое изучение жизненной ситуации подростка. Специалисты анализируют его социальное окружение, успеваемость, случаи травли, эмоциональное состояние и особенности семейного воспитания. Будимир Нагоев отметил, что многие проявления агрессивного поведения связаны с семейными конфликтами. Например, отсутствие требований родителей к выполнению домашних заданий может привести к неуверенности у ребёнка и, как следствие, к неадекватным реакциям.

Полученные данные становятся основой для второго этапа – выдвижения гипотезы о причинах отклоняющегося поведения. Это может быть недостаток родительского внимания или трудности в освоении учебной программы. Важно помнить об индивидуальном подходе к каждому случаю, избегая стереотипных суждений.

Заключительный этап – вмешательство – включает разработку и реализацию конкретных мер по устранению выявленных проблем. Ключевым элементом здесь являются индивидуальные консультации как с самим подростком, так и с его родителями. Параллельно рекомендуется организовывать групповые тренинги, направленные на развитие навыков эффективной коммуникации, управления эмоциями и конструктивного разрешения конфликтов. Важную роль играет и организация досуговой деятельности, способствующей успешной социализации и формированию позитивных интересов у детей.

По словам Будимира Нагоева, эффективность трёхэтапного подхода напрямую зависит от слаженной работы всех участников процесса.

«Только совместными усилиями учителей, психологов и родителей можно создать благоприятную среду, где каждый подросток сможет полностью раскрыть свой потенциал, минимизировать риски проблемного поведения и сформироваться как ответственный член общества»,

– подчеркнул доцент института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ.

Семинар был организован Департаментом образования Местной администрации города Нальчика.