Профессор КБГУ — о космо-психо-логосе тюркских народов на международном семинаре

Профессор кафедры русской и зарубежной литератур Кабардино-Балкарского государственного университет им. Х. М. Бербекова Зухра Кучукова приняла участие в научно-практическом семинаре «Этнокультурные перспективы в преподавании, исследовании, популяризации русского / тюркских языков», который прошел в Кызылординском университете им. Коркыт Ата в Казахстане.
Организатором и модератором научной дискуссии выступил доктор филологических наук, профессор Российского университета дружбы народов Алексей Арзамасов.
В рамках семинара профессор Кучукова представила доклад «Тюркский мир в изображении Георгия Гачева».
— В нашем вузе открыта аудитория имени советского и российского философа, культуролога, литературоведа Георгия Гачева. Крупнейший исследователь ментальностей народов мира по своей теории космо-психо-логоса изучил около 50 этнокультур, в том числе три тюркские — киргизскую, казахскую, азербайджанскую. По Гачеву, между тюркскими народами обнаружено много общего. В первую очередь сходства обусловлены образом жизни и мировоззрением кочевников, – отметила Зухра Кучукова.
В своем выступлении она остановилась на особенностях кавказского этномира и вертикали как ключевом символе, влияющем на мировосприятие и язык балкарцев. Профессор КБГУ анонсировала, что в университете запланирована международная научно-практическая конференция к столетию выдающегося ученого Георгия Гачева.
Участники семинара изучили влияние двуязычия на социокультурную идентичность народов. Отдельное внимание было уделено методикам преподавания в условиях многоязычия.
По замыслу организаторов, научно-практический семинар должен укрепить сотрудничество между вузами и научными центрами по исследованию тюркских и славянских языков.
Справочно:
Георгий Дмитриевич Гачев — российский философ, культуролог, литературовед, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН. В 1960-е годы Гачев увлекся идеей национальных образов мира, определившей его научный и творческий путь. Любую национальную целостность он понимал как космо-психо-логос: единство природы («Космос»), которая формирует национальное сознание («Психо») и выражается в особенностях языка и культуры («Логос»).




