Программа «Мастерские роста» — новый шаг в педагогическом образовании
Галина Дудка, преподаватель института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, представила программу «Мастерские роста» на онлайн-конференции, посвященной модернизации образования в Северо-Кавказском федеральном округе. Статью об этом опубликовали в журнале «Российское образование».
Источник: журнал «Российское образование»
Галина Дудка: «Программа «Мастерские роста» задумывается как инновационный образовательный проект, ориентированный на реализацию педагогических решений»
Об этом рассказала преподаватель Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета, региональный координатор психолого-педагогических классов, учитель СОШ села Прималкинского Прохладненского района КБР, Отличник просвещения РФ Галина Дудка.
Она выступила в качестве одного из ключевых спикеров на онлайн-конференции на тему «СКФО — в лидерах по темпам модернизации системы образования», которая прошла на площадке федерального информационно-аналитического журнала «Вестник. Северный Кавказ» и была приурочена к 15-летию образования СКФО.
— Правительство России планировало к декабрю 2024 года создать не менее 5000 профильных классов. Однако реализация этой меры в рамках «дорожной карты» по развитию сети профильных психолого-педагогических классов в субъектах РФ и Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования, утвержденной заместителем председателя Правительства РФ Татьяной Голиковой 28 декабря 2022 года, никак не учитывает общую заинтересованность подростков в получении психолого-педагогического образования. Небольшие пилотные исследования 2023-2024 годов позволяют говорить о том, что руководители педагогических классов характеризуют общее состояние своих учеников как мало мотивированных к педагогической деятельности, а следовательно, к саморазвитию своих педагогических способностей.
Программа «Мастерские роста» (педагогические классы) задумывается как инновационный образовательный проект, ориентированный на реализацию педагогических решений, направленных на развитие личностного потенциала будущих педагогов в контексте профильной подготовки психолого-педагогических классов и дополнительного образования во внеурочной деятельности.
Портрет ученика педагогического класса — это человек, который:
— постоянно читает и узнает что-то новое;
— любит познавать новое в компании других;
— учится сам и может делиться этим опытом с другими (младшими, сверстниками, старшими);
— умеет организовать интересные события для других людей;
— способен создавать то, что обогащает мир образования других людей;
— проводит исследования для улучшения качества жизни других;
— стремится к саморазвитию и развитию потенциала своей личности.
Основным отличием реализации программы «Мастерские роста. Педагогические классы» от имеющихся аналогов в современной образовательной практике является акцент не на развитие ролевой позиции «маленького учителя начальных классов», «маленького педагога дополнительного образования» (классический пример представлен в методическом пособии омских коллег М. А. Субботина, Е. В. Маткова, Ю. Б. Рогачева и других), а на видах деятельности, которые есть возможность осуществлять, работая в образовании, создавая развивающую среду школы на принципах соучастия.
К таким сферам деятельности может относиться:
— организация или изменение пространственно-предметной среды в школе;
— организация и изменение цифровой среды школы;
— организация досугово-познавательной деятельности детей;
— организация управления школьными изменениями на основе данных.
Однако эти сферы деятельности в образовании необходимо развивать, обладая следующими педагогическими навыкам:
1) Наставничество — навык обучения других. Ученик учится обучать других, делать то, чему научился сам.
2) Проектирование — навык воплощения идеи в жизнь. Ученик учится обогащать пространственно-предметную среду или создавать цифровые/информационные продукты для школы.
3) Организация события — навык планирования и управления событием. Ученик учится организовывать досугово-познавательные события в школе.
4) Исследование — навык сбора и анализа данных для принятия управленческих решений. Ученик учится получать данные от других людей, чтобы объяснять причины поведения групп или отдельных людей.
5) Чтение (и саморазвитие) — навык позволяющий расширять кругозор, критическое мышление, обогащает словарный запас, повышает эрудицию и влияет на развитие эмпатии.
6) Командная работа — навык, обеспечивающий сотрудничество людей с разными взглядами и позициями, проявляющий лидерство и способность искать компромиссы.
Очень важно показать ученикам психолого-педагогических классов, что обучение в этом профиле не столько предопределяет будущее в качестве школьного учителя или воспитателя детского сада, сколько развивает умения работать в сфере когнитивных наук и социального взаимодействия. Обучение в мастерских показывает многообразие возможностей человека с педагогическими знаниями:
Н — наставничество — способность обучать других, объяснять, давать обратную связь, отслеживать прогресс.
О — организовывать события — способность спланировать и провести событие, включая фестивали, конференции, церемонии, волонтерские практики и т.д.
П — проектирование — способность реализовывать идеи, направленные на развитие среды для человека (тексты, сайты, музыка, изображения, арт-объекты и т.д.); анализировать, допущенные ошибки.
И — исследование — способность собирать и анализировать данные для прогнозирования и управления изменениями в образовательной среде; анализировать, допущенные ошибки.
Ч — чтение и саморазвитие — способность постоянно развиваться, узнавать новое для саморазвития, развития культуры и общества в целом.
К — командная работа — способность взаимодействовать в команде, принимая различные роли.
Программа «Мастерские роста» (педагогические классы) предполагает:
— содержательное дополнение к реализации учебных предметов или курсов по выбору «Основы педагогики и психологии» (в рамках учебного плана);
— содержательную основу организации внеурочной деятельности или программы дополнительного образования для психолого-педагогических классов;
— организационную и содержательную основу предмета «Индивидуальный учебный проект»;
— организацию и реализацию профессиональной пробы в рамках дополнительного образования и/или внеурочной деятельности.
Программа «Мастерские роста. Педагогические классы» — это программа внеурочной деятельности учеников педагогических классов, направленная на развитие вышеуказанных навыков через реализацию программ проектных мастерских. Содержание проектных мастерских строится на тех методических материалах, которые разработаны в рамках «Программы развития личностного потенциала» (Благотворительный Фонд Сбербанка «Вклад в будущее») и адаптированы педагогами школы под специфические условия конкретной школы, реализующих подготовку в рамках профиля «Психолого-педагогические классы».
Содержание программы «Мастерские роста» может в полной мере обеспечить деятельностный компонент практики классов психолого-педагогической направленности. Так, например:
— внеурочную деятельность творческого характера, совместное чтение художественной литературы и просмотр фильмов соответствующей тематики;
— практикумы самодиагностики и проведение совместных психолого-педагогических исследований во внеурочной деятельности;
— погружения, тренинги, каникулярные программы в рамках дополнительного образования и школьных выездов старшеклассников;
— подготовку к педагогической практике в рамках реализации профессиональных проб;
— волонтерство и практику социального проектирования, когда старшеклассники становятся лидерами кружковых объединений, детских команд и сообществ;
— другие формы внеурочной работы, связанные с реализацией основных направлений программы дополнительного образования.
Для программы внеурочной деятельности педагогических классов предлагается конструктор, состоящий из 12 отдельных программ мастерских. Реализация каждой программы рассчитана на 32 академических часа.
Классный руководитель или куратор педагогических классов предлагает ученикам объединиться для работы в той или иной мастерской: мастерской «Книжные открытия», мастерской молодых тьюторов «Мировое кафе», мастерской для начальной школы «Класс для нас», мастерской игр «Решающий ход», мастерской экологов «5R», мастерской психолога «Музей эмоций», мастерской кино «Мир в объективе», мастерской «Продюсеры подкаста», мастерской сайтостроителей «Клик», мастерской создателей чат-бота «Помощник будущего», мастерской «Театр историй», мастерской SMM.
Определение по мастерским позволяет «подмастерьям» самим определиться с развитием своих интересов и помочь младшим школьникам развивать свои интересы. Наш немноголетний опыт уже позволяет сделать вывод о том, что мастерские — это замечательный проект, направленный на определение и развитие интересов школьников.