«Серебряный век русской культуры»
12.04.19 г. в рамках предметной недели на отделении общеобразовательной подготовки МК КБГУ преподаватель высшей квалификационной категории, кандидат исторических наук, Аппоева Лейла Мухарбековна провела открытый урок по дисциплине «История» на тему «Серебряный век русской культуры».
Были поставлены цели: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, охарактеризовать духовную жизнь русского общества н.XXв. и наиболее значительные достижения науки, так ка современники называли начало XXвека «Революцией в естествознании», изменившей мировосприятие современников; способствовать развитию творческих способностей учащихся при воссоздании многомерного «образа эпохи», развивать умение ориентироваться в различных направлениях литературы, воспитать и привить интерес и уважение к культуре своего народа.
Данный урок показал тесную взаимосвязь и взаимопонимание между преподавателем в и учащимися, которые являлись сотворцами учебного процесса. Тема урока достаточно сложная, т.к. охватывает большой объем знаний по культуре русского искусства и все многообразие новых течений в нем.
Методическая разработка не только актуальна и оригинальна, но и полностью отвечает требованиям к уроку в контексте ФГОС. Оригинальность и уникальность урока Аппоевой Л.М. заключается в том, что в рамках одного урока используется целый ряд активных технологий обучения, как экспериментальных, исследовательских, так и игровых.
Урок проходил в форме встречи известных деятелей науки и искусства в кабаре «Бродячая собака». Вся студенческая группа была разделена на подгруппы: группы журналистов, свободных художников, литераторов и группа экспертов, каждая из которых получила задание. Журналисты должны были провести интерактивный опрос и выяснить, «почему успехи в развитии науки начала XXв. получили название «революция в естествознании»?
«Свободные художники» должны были оформить литературное кабаре «Бродячая собака» в стиле той эпохи. Литераторы должны были подготовиться к проведению в кабаре вечера речетворцев, что было одним из самых интересных и запоминающихся моментов урока. Группа экспертов получила задание :оценить работы учащихся, какие проблемы были актуальны, актуальны ли эти проблемы сегодня, какую пользу из этого урока извлекли студенты и гости. Учащиеся и гости смогли погрузиться и ощутить кризисность, катастрофичность и исчерпанность того вектора жизни, которым шла Россия. Глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «Серебряного века»:
…Скорбь великая растет в душе у всех..,
Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?
Каким путем, куда идешь ты, век железный?
Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной?
И, как бы, перекликаясь с этими словами Мережковского, отрывок из драмы Н. Островского «Бесприданница», который продемонстрировали учащиеся, очень четко показывает атмосферу надвигающейся катастрофы.
В процессе подготовки было продумано все, включая интерьер, оформленный по аналогии Санкт-Петербургского кабаре на Михайловской площади, пригласительные билеты для гостей, картинная галерея с картинами Малевича, Кандинского, М. Врубеля, И. Левитана ; фотографии А. Ахматовой, В. Маяковского, З. Гиппиус, Н. Гумилева, А. Павловой, Ф. Шаляпина и др., звучала музыка С. Рахманинова, видеофрагменты из выступления известной русской балерины А. Павловой.
Одной из задач урока было стремление погрузиться в эпоху Серебряного века. Благодаря грамотному отбору учебного материала и средств работы с ним, замысел урока полностью реализован, цели урока достигнуты.
Постоянная и чётко организованная смена деятельности в ходе урока, осмысление учащимися учебных целей и обучающих задач позволило сделать работу каждого студента динамичной, разносторонней, лишенной утомительной однообразности. Атмосфера урока была достаточно комфортна. Не случайно по итогам урока в листе самооценки на вопрос «Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?», двенадцать учащихся ответили, что «очень важное», а остальные – «важное».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что содержание данного урока Аппоевой Л.М. соответствует требованиям вводимых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Методика работы преподавателя со студентами достоин тиражирования в среде не только преподавателей истории, но и преподавателей русского языка, литературы и естественно-научных дисциплин.