Студенты КБГУ узнали о результатах Объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции

Дата создания: 04.10.2019
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 1, Рейтинг: 5,00)
Загрузка...
">

Итоги раскопок в Заюково-3

3 октября в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова прошел круглый стол, посвященный проблемам научного исследования железного века раннего Средневековья по материалам комплекса археологических памятников близ села Заюково: могильник Заюково-3 (Кладбище нартов»), городище Гунделен -2.

В заседании приняли участие начальник Объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Государственного исторического музея, Кабардино-Балкарского государственного университета и Института археологии РАН, научный сотрудник Государственного исторического музея Анна Кадиева, сотрудники университетского музея Азамат Шаов и Зарема Яганова, преподаватели, студенты направления обучения «История».

Говоря о цели встречи, Анна Кадиева отметила, что хотела ознакомить аудиторию с результатами шестилетних исследований и представить материалы самостоятельной работы коллег из КБГУ.

 Комплекс археологических памятников у села Заюково – это уникальное явление в отечественной археологии. На этом месте люди жили и хоронили своих усопших на протяжении почти двух тысяч лет, с VIII в. до н. э по XII в. н. э. И поскольку комплекс функционировал практически непрерывно, возникает интересный вопрос, было ли это одно и то же население, подвергавшееся различной ассимиляции, или это все-таки разное население. Важно то, что у нас есть практически непрерывная хронологическая цепочка погребального обряда, погребального инвентаря, т. е. фактически представлена история этого места на протяжении длительного периода. Поэтому изучение именно этого комплекса памятников является важной вехой не только в археологии Кабардино-Балкарии, но и в целом в археологии России,

– обозначила тему беседы Анна Кадиева.

Изучая могильник Заюково-3, археологи выделили 7 этапов его существования в рамках кобанской, сарматской и аланской эпох. И что интересно, нередко захоронения сарматского времени (более позднего периода) обнаруживались под погребениями кобанской культуры.  Вообще хоронили здесь достаточно плотно. Часто дно погребения оказывалось перекрытием более ранней могилы.

В своей презентации Анна Кадиева рассказала о ценных находках, относящихся к разным периодам. Так, в одном из захоронений были обнаружены бронзовые украшения: брошки, булавки, браслеты, происхождение которых можно отнести к предскифскому времени (VIII– VII вв. до н.э.). Исследователям удалось реконструировать женское платье той поры. Оно было запашным и застегивалось булавкой на плече. Мужских захоронений найдено мало, т.к. они были разграблены черными копателями. Но сохранилась могила юноши, на что указывали подвески в виде кинжалов. Видимо, он был еще очень молод, чтобы носить настоящее оружие.

В скифский период (VII–V вв. до н.э.), рассказывала археолог, на могильнике существовал воинский участок. Были обнаружены оковки для меча с изображением лося – это скифский сюжет, браслеты и ожерелья с чешуйчатым орнаментом, принадлежащие как женщинам, так и мужчинам.

В конце кобанской эпохи (IV–III вв. до н. э.) жители Северного Кавказа тесно контактировали со скифами Среднего Дона, об этом свидетельствуют многочисленные керамические изделия в захоронениях.

Говоря о сарматском времени (II в. до н.э. – II в. н.э.), Анна Кадиева отметила связи горцев с другими народами. Так, были обнаружены флакон, зеркало и предметы из египетского фаянса.

Аланская эпоха (V–VII вв. н.э.) характеризуется устойчивым погребальным обрядом – катакомбы. Найденные драгоценности: гривна и две золотые подвески с гранатовыми вставками – изготавливались в царских мастерских. В Византийской армии воина за храбрость награждали золотой гривной. Это не означает, что аланы служили в византийской армии. Скорее всего, такие изделия преподносились в дар,

– сделала вывод ученый.

После презентации у слушателей возникло много вопросов. «Чем объясняется столь долгое существование памятника?» – спросили начальника экспедиции, на что она ответила, что Баксанское ущелье было густо населено на протяжении многих веков, т.к. являлось древней транспортной артерией, соединяющей Закавказье и Северный Кавказ.

На вопрос, отличаются ли антропологические типы разных эпох, археолог ответила:

Да, в разные эпохи разные антропологические типы. Кобанцы маленькие, легкие, подвижные. А сарматы – люди много крупнее, с более выдающимися носами.

Далее студенты спросили о самой запоминающейся необычной находке. В ответ Анна Кадиева рассказала о бараньей кости с отверстием на конце, найденной в детской могиле, которую использовали как мочеотвод.  Интересно, что такое «устройство» используют в некоторых семьях на Кавказе и по сей день.

О том, где жили кобанцы, сарматы, аланы, рассказал сотрудник музея КБГУ Артур Шаов:

Была произведена топосъемка поселения, и благодаря этому наконец мы имеем план хотя бы одной части этого замечательного памятника. Сделана также 3D-модель, съемка с квадрокоптера, т.е. поселение на данном этапе наших исследований изучено практически полностью.

С керамическими кубками, найденными на могильнике Заюково-3, студентов ознакомила Зарема Яганова. Характерно, что данные изделия предназначались не для хозяйственных нужд, а использовались как ритуальный предмет.

В заключение встречи Анна Кадиева поделилась дальнейшими научными планами:

Мы будем продолжать наши исследования. Благодаря таким экспедициям возрастает значение нашей археологической школы. Мы хотим воспитать новые кадры.