Творчество как стиль жизни: юбилейная выставка художника и педагога КБГУ Керима Аккизова
1 августа свое 50-летие отмечает известный в республике художник, преподаватель колледжа дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова – Керим Аккизов.
Керим Аккизов хорошо известен современникам как художник, дизайнер и педагог. Он является выпускником художественного училища и Академии дизайна и искусств в Харькове, с 2006 входит в Союз художников России.
50-летний юбилей Керима Аккизова – щедрый и благодатный. Часть художественных фантазмов художника стала частью уличной экспромт-галереи на стендах «Розы и фантазии» на Кабардинской. Открылся второй вернисаж – экспозиция заполнила залы музея ИЗО. И спойлер – планируется ещё одна выставка в августе в пространстве Павильона 100-летия КБР. Так что хочется придержать восторги и красноречие для грядущего значимого проекта, который сулит художественные премьеры.
Ретроспективная выставка работ Керима Аккизова «Связанная история» в музее ИЗО собрала публику от мала до велика – верный показатель того, что художнику отдают должное и старшие именитые коллеги, и дерзкая смелая творческая молодёжь.
Заместитель министра культуры КБР Аминат Карчаева вручила художнику Почётную грамоту Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики за большой вклад в развитие изобразительного искусства КБР, за многолетний добросовестный труд и в связи с 50-летием со дня рождения. И отметила, что юбиляр – представитель легендарной династии художников Аккизовых: «Но он с первых своих творческих шагов заявил о себе как о самобытной, яркой самостоятельной личности… Керим известен за пределами Кабардино-Балкарии. Мы гордимся, что его картины хранятся в музеях не только России, но и за рубежом».
В узких творческих кругах знают: Керим Аккизов – сэнсэй художественного кунг-фу. И председатель местного отделения Союза художников РФ Жанна Канукова говорила об этой грани его личности: «Керим – человек, который умеет вдохновлять, вокруг которого собираются молодые таланты. Человек, которые эти таланты умеет направить, показать путь созидания. И благодаря ему появляются новые имена».
Речь Имары Аккизовой была речью двоюродной сестры по рождению и собрата по искусству. И подарок Кериму вполне в духе выставки – букет из огненных перцев: «Это уже традиция. Десять лет назад букет был зелёным. Но ты настоялся. Теперь букет красный и полностью соответствует тебе. Ты горячий, праздничный, приносишь в нашу жизнь ту нужную остроту, пряность, которой так не хватает. Спасибо, что ты такой есть – необычный, взрывной, сумасшедший. Люблю тебя».
«В данном случае я бы назвал это квартирник. Или некий отчёт возрастной. Может, это отчёт, а может – точка отсчёта, – поделился Керим с собравшимися. – Смотришь на прожитые годы, опыт, и на базе его, может, даже в какой-то степени отбрасывая его, выстраиваешь будущее. Какие-то вещи стали знаковыми, ключевыми и могут стать составляющими для того, чтобы дальше жить и формировать то, от чего получать удовольствие в жизни».
К слову, некоторые работы экспозиции зрители увидели впервые – художник вскрыл архивы, в очередной раз удивив и количеством, и качеством.
Вайб Керима, о каких бы глубоких и важных вещах он ни говорил, не оставляет тягостного впечатления. Открытия, прозрения и откровения, которыми он с нами делится, оставляют чистый отклик в душе. Это не след разодранного сохой подзола. Это белый аэрослед самолёта. Да, порой, чтобы понять задумки Керима, требуется усилие – как усилие поднять голову и посмотреть в небо. Но это усилие не оставляет тяжести: скорее, в затылке сладко ноет. И дело тут вовсе не в том, что художник – «позитивный человечек» (словосочетание, которое следовало бы запретить на законодательном уровне). Просто даже явления, которые в культуре и обществе имеют однозначную трагическую коннотацию, в творчестве Керима звучат по-особенному. Например, такие мощнейшие полотна (пусть и выполненные на фанере канцелярскими скобами) о депортации балкарского народа, несут в себе жизнеутверждающую силу и правоту. Жизнь в творчестве Керима всегда сильнее – законами божественной биологии, правом человека на счастье.
Дальше – скотч, изолента, картон рассказывают нам о любви, влечении, непреложной игре между двуногими существами. Юмор в выборе материала, палитры, в названиях, которые становятся частью произведения. Как, например, в рисунке «Сна видение».
И центральная в экспозиции работа – меланж, сотканный из жизней матери и отца Керима. Вязаное полотно в тех же оттенках сепии графических портретов родителей – это по сути автопортрет самого Керима. И каждый из нас – неповторимая вязь из нитей предков.
Не оставляет мысль: за что бы ни брался Керим – он убедителен. Возможно, потому, что за поисками и откровенно хулиганскими попытками видна школа. Изображаю так, потому что хочу, а не потому, что не умею иначе. Это совсем не тот случай – пишу лесенкой и не ставлю запятые, потому что плохо учился в школе. В каждом мазке, пятне, линии – уверенность и профессионализм мастера. Керим может всё. И даже салонные работы – скажем, автомобили в городском пейзаже – заставляют нас любоваться архитектурой построек и нюансами автопрома. Его работы могут висеть на замызганной кухне, автоматически делая её стильным периметром.
Занавеска, колышущаяся на ветру. Это же портрет занавески! Будто Керим заново открывает нам смысл привычных вещей. Подобно поэтам-акмеистам, полагавшим, что «простой предметный мир должен быть реабилитирован». И как их роза опять стала хороша сама по себе, а не мистической любовью, так и занавеска у Керима прекрасна сама по себе по необъяснимой причине.
Белые коровы, связанные траекторией. Что это? Жизненный путь волоокой? Забавная геометрия? Ироничная астрономия? Так ли важен ответ в этой художественной задаче? И может ли он быть? Художник Керим Аккизов молчит и улыбается.
Читайте в источнике: Газета Нальчик