УНИКО: семинар ВШЭ по оценке качества образования в КБГУ

Дата создания: 24.10.2022
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 4, Рейтинг: 4,00)
Загрузка...

УНИКО: семинар ВШЭ по оценке качества образования в КБГУ

19 октября 2022 года сотрудники Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова приняли участие в семинаре Университетской национальной инициативы качества образования (УНИКО) «Внутренние системы оценки качества образования в университетах России», который провели эксперты из Высшей школы экономики.

Наряду с этим форматом работы проектом УНИКО предусмотрены онлайн-встречи, одна из которых состоялась в преддверии семинара, участниками которого стали представители руководства вуза, сотрудники управления образовательной политики, управления стратегических программ и проектов КБГУ, управления по довузовской подготовке и профориентационной работе, представители учебных подразделени.

И.о. первого проректора – проректора по учебной работе Вадим Лесев, обращаясь к собравшимся с приветствием, сказал:

Это важный для нашего университета семинар. Надеюсь, что его результаты найдут практическое применение в работе по улучшению качества образования в вузе. Как вы знаете, осенью 2022 года мы отметил юбилей – 90-летие со дня основания КБГУ. Здесь сложились определенные традиции по оценке качества образования, есть свои наработки. Мы, конечно, с удовольствием обменяемся с вами нашим опытом и будем рады, если вы нам предложите новые практики, которые позволят улучшить качество подготовки выпускников.

Как отметил директор института образования Высшей школы экономики Евгений Терентьев, цель проекта – разработать реальную дорожную карту по построению системы внутренней оценки качества образования для конкретного университета, в частности для КБГУ, с тем, чтобы университет, ориентируясь на нее, мог запустить работу системы.

Мы с коллегами из 13 российских университетов в период с 2020 по 2022 год по поручению Министерства науки и высшего образования РФ провели серию исследовательских работ, посвященных тому, что происходит с качеством образования в условиях перехода на дистанционный режим работы, гибридный формат работы (т.е. с частичным возвращением в офлайн-режим) и выявили ряд интересных результатов. Несмотря на то, что образовательный процесс продолжился, и в основном университеты справились с таким большим стресс-тестом (безусловно, была форс-мажорная ситуация), серьезных качественных изменений с точки зрения подходов к педагогическому дизайну, к структурированию образовательных программ, к методике ведения занятий не было. Все это могло бы быть выстроено немного по-другому для того чтобы обеспечить более качественное обеспечение образовательного процесса в онлайн и смешанном формате.

После этого мы вместе с группой университетов проанализировали опыт того, что вузы делали в период пандемии для обеспечения качества образования, сформировали набор лучших практик, которыми делимся с другими университетами.

Это и есть цель нашего сегодняшнего семинара – поделиться лучшими практиками, обсудить, какие из них можно внедрять в опыт КБГУ с учетом его специфики.

Кстати, исследования показали, что тотальный онлайн не позволяет обеспечить качественного образования. Любую стратегию развития национального обеспечения качественного образования надо заземлять на конкретный опыт, на специфику университета и с участием ведущих специалистов этого университета вместе продумывать какие-то ходы, как можно здесь действовать, для того чтобы проводилась системная работа по развитию, по повышению качества образования,

– рассказал в своей презентации Евгений Терентьев.

Научный сотрудник института образования ВШЭ Надежда Княгинина, опираясь на опыт шести российских университетов, вывела внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО) в университете в семи шагах – от старта обсуждения до финальной подготовки документов и запуска системы. При этом использован опыт РУДН, Финансового университета, Сколтех, ВШЭ, СПБГЭУ, Московского государственного психолого-педагогического университета, которые успешно справились с этой задачей.

Первое, что нужно сделать университетам, по мнению Н. Княгининой, – определить, какие задачи университет хочет решать через внутреннюю систему оценки качества образования. Затем выбрать подход к ее построению, который наиболее подходит университету и соответствует стратегическому видению руководства университета; сконструировать базовые принципы работы системы, а именно, определить, кто будет курировать и осуществлять оперативную деятельность, как охватить весь университет, как связать с управленческими решениями, как отслеживать эффективность; наладить диалог с участниками образовательных отношений (провести обсуждение предлагаемых решений, учесть предложения, заручиться поддержкой); определить инструменты, которые будут использоваться в системе оценки качества; провести апробацию определенных механизмов и инструментов ВСОКО; принять регламенты (положение о ВСОКО и иные документы, создать раздел на сайте).

По словам Надежды Княгининой:

От идеи до запуска системы оценки качества проходит 4 года. В целом, университеты не справились с выработкой системы оценки качества образования.

В КБГУ основными инструментами контроля качества образования являются:

  • входное тестирование студентов 1 курса по профильным дисциплинам;
  • оценка качества учебной деятельности студента и ее результатов – балльно-рейтинговые контрольные мероприятия;
  • рейтинговая оценка профессорско-преподавательского состава. Параметрами качества, например, для условия «профессорско-преподавательский состав», могут являться такие, как возраст, научно-педагогический стаж работы, ученая степень, ученое звание, базовое образование, наличие повышения квалификации, индекс цитирования и др. Определяются допустимые для этого условия диапазоны параметров качества и формируется их оценка в баллах;
  • ежегодное самообследование в рамках проведения ежегодного мониторинга эффективности КБГУ;
  • опросы поступающих, обучающихся, выпускников, научно-педагогических работников, работодателей.

В целях улучшения внутренней оценки качества образования была переработана система рейтинговой оценки результатов труда профессорско-преподавательского состава с новыми качественными показателями, формируется кадровый резерв.

По итогам состоявшегося семинара и онлайн-встреч должна быть разработана дорожная карта по улучшению внутренней системы оценки качества образования КБГУ в зависимости от поставленных целей и задач. Данная работа направлена на решение отдельных задач, указанных в Программе развития КБГУ на 2021-2030 гг. в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».