В Нальчике прошел форум «Раннее окно: доказательные маршруты помощи детям с РАС, ДЦП и ЗПР»
Экспертами выступили сотрудники КБГУ: директор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Ольга Михайленко, доцент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии КБГУ, кандидат медицинских наук Алим Асанов и начальник управления развития карьеры Ратмир Коцев.
Форум объединил медиков, педагогов, представителей органов исполнительной власти региона и профильных ведомств, соцработников и психологов. География участников охватила Кабардино-Балкарию, Ставропольский край и Северную Осетию-Аланию.
Ключевая цель — выработать единый региональный маршрут ранней помощи детям с РАС, ДЦП и ЗПР от скрининга до абилитации и договориться о межведомственном взаимодействии.
По словам организатора, руководителя центра развития «Макропус» Асият Замаевой, за два года работы около тысячи детей прошли реабилитацию и абилитацию:
— Мы хотим объединить ведомства, медицинские и социальные организации, чтобы правильно диагностировать и выстраивать маршрут лечения наших детей. Потому что часто родители не знают, с чего начинать, к кому обращаться. Им нужны наставники — вот тут включается наша помощь. Особенно важна ранняя диагностика — с полутора лет.
Мнение Замаевой разделяют спикеры: именно в период «раннего окна» помощь специалистов ведет к наиболее эффективным результатам в коррекции. Это важнейший инструмент в работе с РАС. Расстройство аутистического спектра сохраняется на всю жизнь человека, влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Выступления экспертов были посвящены главным признакам нарушения развития, основам диагностики и общим принципам помощи детям с патологиями. Директор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ Ольга Михайленко посвятила доклад инклюзии в обучении, выделила проблемы в этой области и предложила пути их решения.
«В нашем университете успешно запущена магистерская программа по направлению «Психолого-педагогическое образование» с профилем «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования». Кроме того, в Институте педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования активно функционирует проект «Инклюзивное волонтерство», в котором принимают участие студенты, реализуя важные социальные инициативы. Университет также предоставляет возможности для занятий физической культурой студентам с ограниченными возможностями здоровья. Для них предусмотрены две категории медицинских групп: специальная «А» (оздоровительная) и специальная «Б» (реабилитационная). Формирование этих групп осуществляется на основе комплексной оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности каждого обучающегося», – добавила Ольга Михайленко.
Доцент кафедры неврологии, психиатрии и наркологии КБГУ, кандидат медицинских наук Алим Асанов подчеркнул, что в поддержке нуждаются и родители ребят. В своем выступлении он уточнил, что отдельный симптом не является проявлением болезни и сосредоточился на преемственности в работе с детьми и их семьями:
— Поскольку родители пребывают в стрессе и фрустрации из-за диагноза ребенка, у них высок риск развития пограничных психических расстройств. Это могут быть депрессия, тревожные состояния, посттравматический стресс. В этот момент с родителем надо поговорить душевно, чтобы он понимал последствия, но при этом не отчаивался. Важно понимать: помощь педагогов, докторов, психологов должна быть выстроена так, чтобы и родитель имел возможность встать на ноги, а после помогать своему ребенку.
РАС — одно из самых распространенных нарушений развития. По последним опубликованным данным, аутизм встречается у каждого 31-го ребенка, причем у мальчиков в среднем в 3,4 раза чаще, чем у девочек. Участники форума уверены, что целостный подход к здоровью ребенка необходим для положительных результатов в коррекции так же, как междисциплинарный подход и командная работа врачей, психологов и педагогов.
Отметим, что КБГУ подписал договор о сотрудничестве с центром развития «Макропус» и готов предоставить научные разработки университета на новой площадке.