Ветерану КБГУ – участнику Великой Отечественной войны Максиму Ожереду исполнилось 105 лет!

Дата создания: 08.08.2024
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 7, Рейтинг: 5,00)
Загрузка...

Ветерану КБГУ – участнику Великой Отечественной войны Максиму Ожереду исполнилось 105 лет!

С каждым годом становится все меньше живых свидетелей Великой Отечественной войны, и практически не осталось тех, кто непосредственно участвовал в боевых действиях. Им уже далеко за 90, а некоторым исполнилось более ста лет. В годы войны они наблюдали, как гибли их товарищи, не раз сами оказывались на грани смерти, но с достоинством выдержали все испытания этого ужасного времени, и сегодня судьба щедро наградила их долголетием.

В числе таких героев член ветеранской организации Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, участник Великой Отечественной войны, ветеран метеорологической службы Максим Алексеевич Ожеред, которому сегодня, 8 августа, исполнилось 105 лет.

Родился Максим Алексеевич в с. Дьяково Ровенецкого района Ворошиловоградской области (ныне Луганская область), в 1940 году окончил гидрометеорологический техникум в Феодосии, впоследствии, в 60-е годы, – Одесский гидрометеорологический институт. Трудовую деятельность синоптика начал на Черноморском побережье в Сухуми. Без малого шесть лет – с осени 1940 до весны 1946 года служил в армии.

Великая Отечественная война застала Максима Алексеевича в Молдавии, где он нёс службу в береговой артиллерийской батарее Дунайской флотилии.

Со стороны Румынии российские позиции подверглись первым бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу. Сменив позиции, артбатарея, где служил Максим Ожеред, вела ответный обстрел румынских частей, переправлявшихся через реку Прут на лодках.

Вместе с пограничниками и моряками дунайской флотилии держали оборону около месяца. Затем артбатарею направили в Одессу. После длительных боёв войска немцев были оттеснены на юг Украины. Артбатарею на морских судах передислоцировали в Севастополь, который интенсивно бомбили немецкие и румынские войска.

Зимой 1942 года боец Максим Ожеред был ранен и отправлен на военном катере в госпиталь в Сухуми. Весной 1943 года продолжил службу в Ростовской области, во взводе полковой разведки, где уточняли огневые точки врага, приводили «языков», выполняли другие задания. В одном из таких походов в расположение немецкой обороны Максима Алексеевича вновь ранили.

Старшина роты стрелкового полка Максим Ожеред принимал участие в боях за освобождение от войск гитлеровской Германии и румынских воинских частей юга Украины, в том числе городов Мелитополь и Севастополь. В 1944 году после освобождения Крыма от оккупантов воевал в Прибалтике. В Латвии около месяца был в окружении, партизанил. В составе первого Украинского фронта освобождал Закарпатье, Западную Украину, Польшу, Германию. Для него война закончилась в мае 1945 года в Чехословакии.

«Остался в моей памяти один эпизод со времен войны, когда я без применения оружия взял в плен хорошо вооруженного немецкого солдата, – вспоминает Максим Ожеред. – Это произошло в 1944 году в Латвии, в районе города Тукумс. Наша группа вышла из окружения и воссоединилась с успешно наступающими частями Советской армии. Нам было предложено идти в запасной полк, который находился в Риге (Латвия). По пути следования остановились на отдых, и я с двумя солдатами зашли в один из домов, расположенных вдоль дороги. Поели, я лег на кровать, а два моих товарища сидели в другой комнате. Через несколько минут услышал крик женщины, хозяйки дома. Открыв глаза, увидел на пороге комнаты вооруженного немецкого солдата. Мой автомат лежал рядом на стуле, и стоило мне попытаться взять его, немец сразу бы открыл огонь в мою сторону. Впоследствии, размышляя об этом, я сделал вывод, что поступил правильно. Подошел к немцу и заговорил на немецком языке, потом протянул ему руку. Он держал правую руку в кармане, а левой поддерживал автомат, который висел на плече. В этот момент немец повернул голову назад и увидел моего товарища с оружием, который появился в комнате на крик хозяйки. Немец понял, что сопротивление и тем более применение оружия были бесполезны. Он вынул руку из кармана, и я сразу достал из этого кармана гранату, забрал его автомат и нож, висевший у него на поясе. Разоружив немецкого солдата, мы сдали его нашей специальной группе, работавшей с пленными. Они отправили его в тыловые лагеря».

За героизм и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, М. Ожеред награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В копилке наград Максима Алексеевича три медали «За отвагу» – за взятие «языка» в 1943 году, за освобождение Крыма, за участие в Висло-Одерской операции в 1945 году, а также медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другие знаки отличия.

«Вспоминая трудные военные годы, которые я пережил, хочу сказать, что они были испытанием прочности страны и единства народа. На фронтах и в тылу советские люди разных национальностей жили в дружбе и согласии. Мы прошли многое. Великая и ликующая радость окончания войны в 1945 году была самым ярким событием»,

– уверен Максим Алексеевич.

После войны М. Ожеред работал начальником метеостанций в Грузии, Карачаево-Черкесии, Астрахани. В 1959–1974 гг. возглавлял гидрометеобюро «Нальчик», а затем занимал должность старшего инженера-синоптика. Под его руководством открывались новые и переоснащались действующие метеорологические станции и посты (на территории Кабардино-Балкарии функционировало 65 пунктов наблюдений). М. Ожередом были составлены технические записки о туризме, альпинизме, горнолыжном спорте в Приэльбрусье, о влиянии погодных условий на проведение горно-спортивных мероприятий.

Бесценный опыт высококлассного специалиста пригодился на преподавательской работе в коммунально-строительном техникуме, где до выхода на пенсию в 1979 году он читал курс метеорологии и геодезии.

Отличник Гидрометслужбы СССР, М. А. Ожеред был удостоен нескольких почётных грамот Главного управления Гидрометслужбы и Центрального комитета профсоюза авиаработников.

Вместе с женой Софьей Александровной, которая трудилась в подразделениях Гидрометслужбы техником-метеорологом, Максим Алексеевич вырастил двух дочерей. Радуется успехам многочисленных внуков и правнуков и продолжает живо интересоваться жизнью, хочет быть в курсе всех событий.

Руководство КБГУ, Совет ветеранов университета, весь многотысячный коллектив вуза желают дорогому юбиляру крепкого здоровья, бодрости духа и душевного спокойствия.

«Встречи с нашими старшими, ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий, в том числе в зоне СВО, очень важны для молодежи, для ее патриотического воспитания. Время идет, после войны выросло уже четвертое поколение людей. И мы должны сохранить историческую память, не допустить искажения прошлого и передать историческую правду нашим потомкам.  Сохранение памяти о великом подвиге нашего народа – святая обязанность каждого гражданина нашей страны», – резюмировал председатель ветеранской организации КБГУ, полковник в отставке Хасан Шурдумов.