«Думай как инженер»

Дата создания: 19.03.2023
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 5, Рейтинг: 5,00)
Загрузка...

Научный конкурс для школьников_Думай как инженер

«Думай как инженер» – так называется конкурс познавательных и научно-исследовательских проектов школьников, который Управление по довузовской подготовке и профориентационной работе КБГУ провело уже второй раз со старта Десятилетия науки и технологий в России.

Идея его принадлежит доценту кафедры экономики и менеджмента в туризме СГИ КБГУ Артуру Насипову.

– Такой конкурс или, если хотите, «инженерная олимпиада» давно был нужен, – считает он. – Хотя по большому счету олимпиадой это сложно назвать, ведь мы привыкли к тому, что у школьников олимпиады предметные, в основном по тем предметам, по которым они сдают ЕГЭ, плюс ОБЖ и родной язык, а инженерная специальность предполагает интеграцию нескольких предметов. Это синтез науки и практики, это технология, включающая в себя методы и приемы работы, это слияние разных наук. Нашей задачей было объединить школьников, интересующихся научной, конструкторской, исследовательской деятельностью, дать им возможность проявить себя. И, конечно, этот конкурс – часть профориентационной работы, которую проводит со школьниками университет. Инженерные специальности сейчас очень востребованы в стране, и хотелось бы, чтобы шла в эту профессию действительно увлеченная, умная и талантливая молодежь, шла осознанно, имея уже хоть какую-то подготовку и большое желание учиться.

По положению конкурса, которое мы разработали в прошлом году, принимать участие в нем могут ученики 9-11 классов, однако было столько гораздо более юных желающих, что пришлось разрешить участвовать в нем всем – просто невозможно было отказать! Пока «возрастной рекорд» у нас держится за третьеклассником. В этом году мы отказались выбирать победителей и призеров в каждой номинации, сделали общий «пьедестал», слишком сложно было бы набрать судейскую коллегию для каждой номинации – ведь их у нас семнадцать! Тут и экология, и робототехника, и градостроительство, и «умный город», и «умный дом», и техно-арт, и многое другое. Приветствуются любые проекты – от бытовых, которыми можно пользоваться хоть сегодня, до фантастических, которые возможно будут реализованы через много лет. Мы выделили основные требования к нашим конкурсантам и их работам: соответствие темы и содержания, практическая значимость и умение свободно владеть материалом, уверенно ориентироваться в выбранной теме, уметь ее объяснить, рассказать и ответить на вопросы экспертов.

Ничуть не пожалели, что снизили возраст участников – очень интересные бывают работы и у совсем юных исследователей, причем и защищают их они очень уверено. Конкурс действительно выявляет талантливых и, даже не побоюсь этого слова, гениальных детей. В этом году, например, абсолютным победителем стал шестиклассник из Нальчика Рустам Гусулаев – уникальный ребенок обошел в конкурсе даже старшеклассников, представив на суд экспертов свой «умный город». Он покорил нас не только интересным проектом, но и ответами на самые неожиданные вопросы. Когда я спросил его полушутя, можно ли будет в парке аттракционов его «умного города» школьникам расплачиваться не деньгами, а отличными оценками, он загорелся: «Интересная идея! А ведь это возможно, так как сейчас в школах есть электронные дневники! Значит, можно будет считывать с них информацию, например, на специальные турникеты». А когда эксперты поинтересовались, мог бы он сейчас, учась в шестом классе, вести в школе кружок робототехники, он с сожалением ответил, что «это очень заманчивое предложение, но он вынужден отказать в связи с нехваткой времени. Если только в августе».

По словам начальника Управления по довузовской подготовке и профориентационной работе Аксаны Карашевой, те участники конкурса, которые будут поступать в КБГУ на инженерные направления, получат дополнительные баллы к баллам ЕГЭ или к сумме баллов на вступительных экзаменах. То есть участие в конкурсе может повысить шансы потенциальных абитуриентов КБГУ поступить на выбранное ими направление подготовки.

Наверное, не стоит удивляться, что почти весь «пьедестал почета» заняли ученики нальчикской школы №4. В этой гимназии робототехнику преподают как школьный предмет с первого года обучения, тут всегда были победители и призеры различных соревнований по робототехнике, а с открытием в гимназии «Кванториума» их число увеличилось кратно. Плюс сюда добавились экологи, биологи, электротехники и еще много «юного ученого люда», готового делать новые открытия в разных областях науки и побеждать в конкурсах, что, кстати, и доказали на «Думай как инженер». Если говорить о юных робототехниках этой гимназии, выступающих на конкурсе, вся команда из пяти человек под руководством своего наставника  Тлостанби Татрокова получила награды и призы – и в «общем зачете», и за «оригинальность идеи». Среди них и Рустам Гусулаев – абсолютный победитель конкурса.
– Очень увлеченный и очень талантливый ребенок, – говорит о нем Татроков. – Робототехникой занимается с первого класса, дополнительно ходил на занятия в Детскую академию творчества «Солнечный город» – до тех пор, пока у нас в гимназии не открылся свой «Кванториум». Теперь он готов весь день здесь проводить.

У нас вообще много увлеченных ребят, мы почти каждый месяц принимаем участие в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах по робототехнике – вот только недавно вернулись со Всероссийского «Робофеста», выступили на «Думай как инженер» и уже готовимся к новым соревнованиям.

На конкурсе «Думай как инженер» Рустам представлял свой «умный город». Это действующий макет, где есть торговый центр, железная дорога, строительная площадка, парк, электростанция и другое. Все это создано с учетом безопасности и комфорта жителей.

Идея создания «умного города» у меня появилась, когда я был в Москве, – объясняет сам Рустам. – А занятия робототехникой помогли эту идею реализовать. Хотелось создать макет города, оснащенного всевозможными компьютеризированными сооружениями, домами, объектами, улицами, путями сообщений, коммуникациями. Чтобы цифровые технологии улучшали жизнь горожан на всех уровнях. Чтобы благодаря интеллектуальным системам решались проблемы с расходом воды, электричества, с загрязнением воздуха, мусором, шумом и парковочными местами. В этом городе все процессы контролируются, оптимизируются, в итоге человек и общество в целом получают лучший результат. С помощью смарт-технологий насущные проблемы решаются быстрее и эффективнее. Я создавал свой макет, используя детали и узлы с разных наборов и конструкторов.

Кроме победителей и призеров, эксперты отметили еще и авторов самых оригинальных работ. Одиннадцатиклассницы Элина Быкова и Аида Бичоева были отмечены за оригинальность своих архитектурных работ. Учатся они в разных классах, заявки на конкурс подавали не сговариваясь, говорят: «Раньше почти не знали друг друга, а конкурс свел и даже сдружил – сблизили общие интересы и любовь к архитектуре».

 Изобразительное искусство и архитектура – мое давнее увлечение, – признается Элина. – Я для себя давно решила, что буду поступать в КБГУ на специальность «архитектура». Закончила художественную школу, сейчас учусь в физико-математическом классе, то есть целенаправленно готовлюсь. Информацию о конкурсе сама нашла на сайте КБГУ и сразу решила, что приму в нем участие. Над идеей проекта тоже долго не размышляла – конечно, супрематизм в архитектуре! Постаралась соединить искусство и науку строить с моим любимым направлением в авангардистском искусстве. На подготовку проекта был месяц: я изучала работы авангардистов – Розановой, Кандинского, Малевича, в особенности проекционный этап супрематизма, когда фигуры не парят в пространстве, а наслаиваются друг на друга. Мне невероятно интересны архитектоны Малевича – супрематические пространственные объекты, которые в 20-х годах прошлого столетия многие считали прообразом архитектуры будущего. Из ватмана, картона и цветной бумаги я сделала свой архитектон. Я не определяла функциональное значение этого здания – оно могло бы быть в равной степени и жилым домом, и государственным учреждением, и арт-объектом, для меня было главным показать красоту супрематизма в архитектуре.

Аида Бичоева учится в профильном социально-гуманитарном классе, рисует «просто как самоучка, специально этому не училась», но заявку на конкурс «Думай как инженер» тоже подала не задумываясь.

 Я только год назад поняла, что ошиблась с выбором профиля в школе, – говорит она. – Вообще «социально-гуманитарный» профиль выбирают многие из тех, кто просто не определился с будущей профессией. Теперь-то я уже определилась, и конкурс на мой выбор тоже оказал свое влияние – буду поступать в КБГУ на специальность «архитектура».
Рисовать мне всегда нравилось, но об архитектуре я всерьез не думала, пока не прочитала книгу о Марке Витрувии Поллионе – древнеримском архитекторе и механике, ученом-энциклопедисте периода «августовского классицизма» или «золотого века» правления императора Октавиана Августа. Витрувий известен своим трактатом «Десять книг об архитектуре», в котором обобщил знания того времени о строительном искусстве и, в частности, вывел «три закона» архитектуры – знаменитую «Триаду Витрувия»: прочность, польза, красота. Он первым из теоретиков архитектуры высказал гипотезу о возникновении архитектуры из подражания природе, поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, соразмерность здания и человека, впервые в истории исследовал проблему музыкальной акустики помещений.

О жизни этого гениального архитектора известно очень мало, а что известно имеет вероятностный характер, поскольку источником биографических сведений являются труды самого Витрувия, но он меня так заинтересовал, что я не раз представляла его «вживую», размышляя о его характере, предпочтениях, интересах. И мне захотелось сделать макет дома, где ему было бы комфортно жить – в бытовом и эстетическом плане. На все ушел месяц – чертила, резала, клеила. Мне кажется, ему бы понравился мой проект…

Гюльнара Урусова.