Проектное обучение в рамках образовательных программ, реализуемых в КБГУ
Проектное обучение в рамках образовательных программ, реализуемых в КБГУ
Необходимо рассматривать проектное обучение (проектную деятельность) как один из видов учебной активности студентов в рамках освоения образовательной программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Основная цель внедрения проектного обучения в университете – переход к «предпринимательской модели» работы в научно-образовательных подразделениях.
Причиной выделения в образовательной модели проектного обучения, как особого вида учебной деятельности связано с необходимостью не отложенного на будущее (после выпуска из университета), а немедленного включения обучающегося для получения навыков и опыта в:
- решении реальных задач из своей будущей профессиональной деятельности;
- настоящих исследований, проектирования, которые идут сейчас, а не в будущем;
- работы в команде;
- соблюдения сроков;
- ответственности за результат.
Проектное обучение в КБГУ должно трактоваться как образовательный подход, в рамках которого студенты разрабатывают востребованное практическое решение насущных проблем различных отраслей региональной экономики и общества, используют подход полного жизненного цикла проекта и междисциплинарный подход, сотрудничают друг с другом и внешними участниками, пользуются поддержкой руководителя (куратора) проектной деятельности, достигают реальных конечных результатов.
Ключевой принцип проектного обучения — это ориентация на практическое решение реальных проблем. Этот принцип направлен на укрепление связи университета со стейкхолдерами, а также призван породить и удержать мотивацию студентов.
С использованием проектного обучения становится возможным вовлечение обучающихся в активную познавательную, коммуникативную, практическую и другие виды деятельности по решению различных проблем. При этом проектное обучение направлено на формирование следующих умений:
- способность понимать сущность информационных процессов в обществе и инженерной деятельности
- способность понимать сущность проектно-технологической деятельности в информационных технологиях
- способность к творческому мышлению и генерированию новых идей
- навыки самостоятельного проведения теоретических и экспериментальных исследований, выполнения проектных работ.
Рис. – Жизненный цикл проектного обучения в КБГУ
Можно взять за основу следующую типологию проектов:
по числу участников:
- индивидуальные
- групповые (команда).
по заказчику:
- внутренние (работники КБГУ)
- внешние (работодатели и иные партнеры).
по типу проекта:
- исследовательские (основная цель – проведение исследования. В качестве результата предполагается создание статьи, публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и иного научного или исследовательского продукта)
- прикладные (основная цель – решение прикладной, либо коммерческой задачи. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт)
- сервисные (основная цель – решение служебных задач для обеспечения текущей работы КБГУ. Результатом такого проекта является вклад участника проекта в организацию какого-либо мероприятия – конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании; или в реализацию организационных процессов, например, организацию обратной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку каких-либо материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, систематизации баз данных).