Система обеспечения качества образования в КБГУ

Дата создания: 14.03.2016
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 1, Рейтинг: 5,00)
Загрузка...

Одним из важнейших направлений стратегии развития КБГУ является реализация комплексной программы управления качеством деятельности и проектирования институциональной модели обеспечения качества образования, в основе которой лежит принцип комплементарной (взаимосогласованной) реализации административного и гуманитарно-педагогического проектирования в образовании.
Приоритетными в данном направлении являются:

  • развитие внутривузовской системы качества, обеспечивающей организацию системы гарантий уровня качества на основе стандартов и директив Европейской ассоциации гарантии качества – European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA);
  • совершенствование системы управления университетом на основе международных стандартов.

oiqe01
Разработка и внедрение системы обеспечения качества (СОК) в КБГУ осуществляется с 2003 г. На подготовительном этапе проводились тренинги и семинары по разработке сис­темы менеджмента качества КБГУ. Так в январе 2004г. в университете прошла конференция руко­водителей образовательных учреждений высшего профессионального образова­ния «Стратегический менеджмент в вузах», организованный Минобразованием России, Национальным фондом подготовки кадров, Фондом «Евразия», Россий­ской Академией образования и Кабардино-Балкарским госуниверситетом. В октябре 2004 г. был проведен семинар «Концептуальные вопросы стратегического управления в образовании. Актуальные проблемы управления Кабардино-Балкарским государственным уни­верситетом». В ноябре 2004 г. состоялся семинар для руководителей структурных подразделений по обучению менеджменту качества в учреждении ВПО. В марте 2005 г. и апреле 2006 г. проводились тренинги «Проведение экспресс – самооценки вуза» для уполномоченных по качеству от факультетов и кафедр.

В период с 2004 года по настоящее время обучение по менеджменту качества в различных формах и структурах прошли все проректоры, начальники учебно-методического управления, управления качеством, отдела внутривузовского контроля, учебного отдела, а так же сотрудники этих подразделений.

В целях совершенствования системы управления качеством образования в КБГУ, начиная с апреля 2006 г. ведутся работы по созданию и внедрению системы обеспечения качества образовательных услуг высшего профессионального образования. Они проводятся в соответствии с:

  1. Принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM);
  2. Моделями национальных и региональных премий по качеству и моделей совершенства: модель EFQM, модель «Совершенствования деятельности вуза» (разработана в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 2004 г., и др.);
  3. Требованиями международной организации по стандартизации – International Organization for Standardization (ISO 9000) и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001);
  4. Принципами Европейской ассоциации гарантий качества – European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA) – «Стандартами и Директивами для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», разработанных Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования;
  5. Типовой моделью системы качества образовательного учреждения (ОУ), рекомендованной Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Письмо Управления учреждений образования от 22.05.2006 N 836/12-16 “О типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”).

oiqe02
Результатами этой работы стало создание программы формирования системы обеспечения качества в КБГУ, принятая Ученым советом КБГУ (Протокол № 5 от 28.05.06 г.).

На основе Методических рекомендаций, разработанных ведущими вузами РФ в области качества (МИСИС, ЛЭТИ, РУДН, Ивановская текстильная академия и др.) были разработаны функциональная структура СОК КБГУ и «Основные принципы построения СОК КБГУ».

oiqe03oiqe04

Система обеспечения качества КБГУ основана на критериальной (численной) и процессной («инструментальной») технологии.
Обоснованием использования критериальной технологии в КБГУ являются используемая в вузе балльно-рейтинговая система аттестации обучающихся, которая является фактической основой для критериальной технологии, а так же необходимость объективизации информации управления и демонстрации качества.

В рамках построения СОК в КБГУ разработана схема взаимодействия процессов, определены центры ответственности за реализацию основных и вспомогательных процессов с указанием структурных подразделений и должностных лиц.
Для основных процессов СОК разработаны следующие документы:

  • информационные карты процессов СОК (общая характеристика процесса, основные показатели);
  • документированные процедуры (регламент процессов на основе нормативно-правовых документов, распределение ответственности).

Процессная технология позволила составить обобщенную карту процессов в университете на разных уровнях детализации, что способствует визуализации деталей управления и стабилизации процессов.

oiqe05

Стратегию и текущие задачи по формированию СОК определяет Совет по качеству вуза.

Создание системы обеспечения качества в КБГУ способствует определению системно-организационного комплекса внутренних процессов университета, гарантированно обеспечивающего достаточный уровень качества образования и подготовки специалистов соответствующей квалификации (уровня компетенции), удовлетворяющий требованиям государственных органов управления образованием, работодателей, студентов и преподавателей, стандартов и директив ENQA. Гарантии уровня качества образования в ГОУ ВПО КБГУ обеспечиваются следующими мероприятиями:

  • осуществляется контроль процессов СОК за соблюдением требований законодательства РФ при реализации процессов в области образования, внутренних и внешних нормативных и распорядительных документов, требований работодателей;
  • ведется мониторинг с учетом требований и удовлетворенности основных групп потребителей.

Важнейшую роль при планировании мероприятий по созданию системы качества сыграло неоднократное участие КБГУ в серии семинаров Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ.

На Международном форуме «Гарантии качества профессионального образования – 2006», в рамках которого проходила научно-практическая конференция «Механизмы гарантий качества профессионального образования», КБГУ представил опыт разработки системы качества в университете и принял участие в выставке достижений образовательных учреждений и лучших практик в области гарантий качества профессионального образования.

На форуме представителями Рособрнадзора была дана положительная оценка разработанной в ГОУ ВПО КБГУ системе качества и вручен сертификат участника учебно-методического инновационного проекта «Апробация и внедрение типовой модели системы качества учреждения профессионального образования». Вопросы по развитию системы качества регулярно обсуждаются на Ученом совете, учебно-методическом совете университета, заседаниях Совета по качеству и рабочих совещаниях с руководителями структурных подразделений КБГУ.

oiqe06

Сертификат участника проекта по апробации типовой модели СК ОУ Управление системой качества

С целью разработки, внедрения и обеспечения эффективного функционирова­ния системы управления качеством образования и развития работ по непрерыв­ному совершенствованию деятельности университета в соответствии с приказом по университету № 123-1/0, от 29 апреля 2006 г. были созданы Совет по качеству и Управление качеством образования (сокращенное наименование – УКО), которое входит в структуру службы проректора по учебно-воспитательной работе, относится к числу обще­университетских структурных подразделений, обеспечивающих учебный процесс.

oiqe07

Совет по качеству, являясь коллегиальным органом по реализации принципов менеджмента качества и гарантом качества университета, осуществляет свои функции в тесном взаимодействии с Ученым советом университета, научно-методическим советом университета и учеными советами факультетов.

Управление качеством образования осуществляет учебно-научно-методическое обеспечение и сопровождение работы университета в области качества высшего и среднего профессионального образования.

Важным структурным элементом системы обеспечения качества является Институт уполномоченных по качеству, созданный в целях контроля и координации усилий преподавателей, кафедр, факультетов, колледжей, направленных на формирование в университете системы обеспечения качества, поддержание ее в рабочем состоянии и постоянное улучшение, а так же для осуществления контролирующих функций, связанных с выявлением соответствия деятельности структурных подразделений факультета требованиям существующей в университете системы качества.

В университете разработаны Миссия, Видение и Политика в области качества, которые опираются на традиции, сложившиеся в университетском комплексе.

Одним из факторов совершенствования внутренних гарантий качества образования является вовлеченность студентов университета в деятельность системы обеспечения качества. Представители органов студенческого самоуправления КБГУ являются представителями в Институте уполномоченных по качеству от факультетов/институтов/колледжей, включены как полноправные члены в состав экспертных комиссий.

Поддержание эффективного функционирования системы обеспечения качества образования, которая охватывает деятельность всего университетского комплекса, направлено на реализацию стратегических задач и основных направлений деятельности Кабардино-Балкарского государственного университета на период до 2015 года.

Анализ и оценка состояния системы обеспечения качества университета
Проведение самооценки на основе модели совершенствования деятельности
В становлении системы обеспечения качества КБГУ можно выделить следующие этапы:

  • Подготовительный – этап накопления методических разработок;
  • Активная фаза – апробация и внедрение;
  • Анализ, оценка и совершенствование структуры обеспечения качества университетского комплекса.

Первым шагом подготовительного этапа, было проведение в июне-июле 2006 года самооценки по методике «Совершенство деятельности вуза», являющейся аналогом модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) для сферы образования. Задача самооценки заключалась в выявлении уровня развития СОК и разработке рекомендаций, основанных на фактах и данных, для улучшения деятельности ГОУ ВПО КБГУ.

На этом втором этапе четко проявилась взаимосвязь между необходимостью создания СОК и решением такой стратегической задачи модернизации университета как повышение качества управления университетом на основе процессно-ориентированного подхода, что однозначно требуется Стандартами и директивами ENQA.

Первым шагом при внедрении процессного подхода в университете было определение и класси­фикация основных процессов и составление реестра процессов.

oiqe08

В вузе ведется разработка комплексной системы измерений и мониторинга всех основных процессов вуза, в основе которой заложены показатели как аккредитационные, так и рейтинговые. По процессам 2.2 и 2.5 определены измеряемые показатели (характеристики), а так же методы их измерения и анализа. В их основу положена балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Ведется работа по созданию комплексной системы планирования рабочих процессов вуза на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы с установлением целевых показателей по каждому рабочему процессу вуза.

Проектирование СОК «по типовой модели» позволило разработать схему взаимодействия процессов Кабардино-Балкарского государственного университета, определить центры ответственности за реализацию основных и вспомогательных процессов с указанием структурных подразделений и должностных лиц.

Для определения эффективности системы обеспечения качества образования в период с января по декабрь 2008г. в Кабардино-Балкарском государственном университете проводилось самообследование в рамках подготовки к процедуре комплексной оценки деятельности вуза. В этот период была вторично проведена самооценка функционирования системы обеспечения качества.

oiqe09

Сводная диаграмма по самооценке КБГУ

Совмещение деятельности по формированию среднесрочной программы развития ГОУ ВПО КБГУ и проектированию СОК направлено на прохождение университетом процедуры комплексной оценки деятельности в октябре 2008г. и реализацию долгосрочной стратегии развития университета до 2015г.

Система качества в университете ориентирована на соблюдение «Стандартов и руководящих принципов гарантий качества в Европейской зоне высшего образования».

На основе Типовой модели системы качества ОУ, ориентации на соблюдение стандартов и директив ENQA и требований международного стандарта ИСО 9001:2000 в вузе создана система обеспечения качества.

Внутренние гарантии качества

В основу построения внутривузовской системы управления качеством были положены «Стандарты и руководства для систем гарантии качества высшего образования в европейском пространстве» ENQA (European Network of Quality Assurance in Higher Education), а именно наличие внутренних гарантий качества, т.е. наличие самой системы обеспечения качества в вузе.

Пункт стандарта 1.1. Стратегия
Составляющие: Политика, цели, задачи системы гарантии качества в вузе

Разработана и утверждена Приказом ректора Политика в области качества (Политика). Политика качества сформирована согласно требованиям Стандартов и Директив ENQA (положение «Политика и процедуры», п. 1.1) на основе всестороннего изучения и оценки текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы, с учетом мнения студентов и других сторон, непосредственно заинтересованных в качестве образовательной деятельности КБГУ, включая персонал вуза. Политика размещена на официальном сайте университета для обеспечения свободного доступа к ней и разослана в структурные подразделения для ознакомления сотрудников. Консультации по всем вопросам, касающимся Политики, создания и функционирования системы обеспечения качества осуществляются сотрудниками УКО как в устной форме, так и в письменной – по электронной почте. Руководство регулярно анализирует и оценивает, как реализуется Политика в области качества, и проводит оценку системы обеспечения качества. Также разработаны миссия, основные ценности, видение, цели и задачи вуза с проекцией этих целей и задач на конкретные подразделения и мероприятия.

Пункт стандарта 1.2. Программы и квалификации
Составляющие: Утверждение, мониторинг и периодическая проверка программ

Этот пункт в КБГУ выполняется на основе разработанных официальных процедур утверждения, периодической проверки и мониторинга образовательных программ. Ожидаемые результаты обучения по каждой образовательной программе разработаны и публикуются различными способами. Они вывешены на информационных досках кафедр, размещены на сайте, изданы в официальных изданиях. Регулярно производится проверка учебных планов с использованием программного модуля Информационно-методического центра по аттестации образовательных организаций при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (http://www.imtsa.ru). В университете при проектировании и разработке основных образовательных программ учитываются специфические требования различных уровней (СПО, ВПО, послевузовская подготовка) и форм обучения (очная, заочная). УМУ, УМС университета регулярно проверяется ход раз­работки и совершенствования УМК образовательных программ, а также их реализация. При разработке программ осуществляется постоянное взаимодействие с работодателями, представи­телями рынка труда и другими организациями. С 2004 года обеспечивается регулярное участие студентов в процедурах гарантии качества образовательных программ (путем учета мнения о качестве образования в КБГУ, полученного с помощью анкетирования).

Пункт стандарта 1.3. Студенты
Составляющие: Система оценки уровня знаний студентов

Результаты освоения программного материала по всем изучаемым дисциплинам в течение семестра оцениваются с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых в единой системе и согласовано. Оценочный процесс в университетском комплексе всегда производится с использованием компьютерного тестирования, индивидуального опроса (коллоквиумы, семинары и т.д.) и проведения итоговых мероприятий после изучения дисциплины (зачеты и экзамены). Все процедуры оценки качества знаний студентов четко регламентируются соответствующими документами (Положение о Балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ, 13.07.2006г.). Экзамены по всем дисциплинам принимает комиссия во главе с заведующим кафедрой (Положение об организации учебного процесса в КБГУ, 13.07.2006г.) и проверяются в административном порядке отделом внутривузовского контроля и Управлением качества образования.

Инновационной составляющей мониторинга образовательного процесса является использование компьютерного тестирования в рамках рейтинговых мероприятий. Контролирующая и диагностическая система в процессе обучения обеспечивает регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала. По всем дисциплинам, включенным в ГОС ВПО, в университете разработаны и апробированы аттестационно-педагогические измерительные материалы (АПИМы).

За отчетный период 2004 – 2009 годы в области применения методик тестирования в образовательном процессе КБГУ был разработан и внедрен проект «Положения о системе тестирования в КБГУ», который был опубликован в 2007 году. Тестирование в образовательном процессе выполняет функции диагностики и функции контроля. В университете при использовании методик тестирования акцент сделан в большей степени на диагностирование уровня подготовки студентов. Преподаватели используют в педагогической практике тесты, самостоятельно разработанные по технологии Федерального Интернет тестирования в программной оболочке AST. Разнообразие авторских тестовых программ, специфики преподавания на разных факультетах, инновации, связанные с внедрением практических профессиональных навыков и компетенций в учебный процесс позволили применять тестирование для всего контингента студентов трижды за семестр. (Подробнее в п.7)
Обсуждение результатов обучения проходит после каждого семестра, что помогло осмыслить проблему в целом, понять ее важность для развития университета, выработать и откорректировать концептуальные положения, складывающейся в университете системе качества образования и ее мониторинга.

Пункт стандарта 1.4. Преподавательский состав
Составляющие: Система гарантии качества и компетенции преподавателей

Для реализации этого пункта стандарта администрацией университета проводится оценка трудовой деятельности каждого работника. Набор персонала, его продвижение по службе осуществляется в соответствии с «Трудовым кодексом РФ», «Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих», «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих», «Уставом КБГУ», «Коллективным договором», разработанными в университете должностными инструкциями.

В университете действует процедура конкурсного отбора претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в соответствии с приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 г. №4114. Распоряжением ректора установлен перечень документов для конкурсного отбора ППС. В университете в 2007 г. откорректировано Положение «Об избрании по конкурсу на должность профессора и доцента научно-педагогических работников». По результатам конкурсного отбора, с преподавателем заключается трудовой договор, предусматривающий определенные права, обязанности и ответственность сторон. Планированием повышения квалификации преподавателей занимаются заведующие кафедрами в соответствии с потребностями преподавателей, целями и потребностями вуза и удовлетворением реальных потребностей региона в высококвалифицированных кадрах с учетом перспектив развития России. Преподаватели указывают свою профессиональную потребность в повышении квалификации в плане работы. Подготовкой и переподготовкой ППС и сотрудников внутри вуза занимается институт повышения квалификации и МРЦПК. Ежегодно приказами ректора определяется состав преподавателей и сотрудников, направляемых на повышение квалификации в другие вузы и на предприятия, вуз оплачивает обучение, материально обеспечивает участие ППС в конференциях, семинарах. Преподаватели проходят стажировки и в зарубежных вузах, читают авторские курсы лекций. На протяжении 5 последних лет преподаватели и сотрудники КБГУ проходили обучение и повышение квалификации по вопросам качества в образовании. Основные организации, в которых осуществлялось обучение:

  • Московский институт стали и сплавов (технологический университет)
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
  • «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина);
  • Российская Академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС);
  • Учебно-консультационный центр Национального аккредитационного агентства в сфере образования (Росаккредагентство), а так же в и других учебных центрах страны.

С декабря 2008г. в связи с переходом на НСОТ администрация университета получила возможность и средства лишения преподавателей права на преподавание, если они продолжают демонстрировать свою недостаточную компетенцию.

Пункт стандарта 1.5. Учебные ресурсы и поддержка студентов
Составляющие: Достаточность и доступность учебных ресурсов, система поддержки студентов

Ресурсы обучения в КБГУ отвечают следующим требованиям:

  • ресурсы, доступные для обучения (для каждой предлагаемой программы) формализованы, данные о ресурсах определены в рабочих программах по дисциплинам и в автоматизированной информационной системе университета;
  • ресурсы обучения и поддержки студентов доступны, адекватны и своевременны;
  • студенты имеют возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах и выделяемых им ресурсах для обучения, мнения студентов о выделяемых ресурсах фиксируются документально.


Пункт стандарта 1.6. Информационная среда вуза
Составляющие: Система сбора и анализа внутривузовской информации, информированность студентов

Положения этого пункта в КБГУ выполняются. Осуществляется сбор и анализ информации:

о характеристиках качества образовательных программ, результаты анализа используются для улучшения качества образовательных программ;
о характеристиках качества успеваемости студентов, результаты анализа использу­ются для улучшения качества успеваемости студентов;
о спросе на выпускников на рынке труда, а также использование результатов этого анализа;
об удовлетворенности студентов образовательными программами и преподаванием отдельных дисциплин, результаты анализа используются в качестве обратной связи со студентами для гарантии качества образовательных программ и преподавания отдельных дисциплин;
о характе­ристиках качества преподавания, результаты анализа использу­ются для гарантии качества преподавания;
о контингенте студентов и слушателей;
о характеристиках качества материальных ресурсов, при­меняемых для реализации образовательных программ, результаты анализа использу­ются для улучшения качества указанных материальных ресурсов;
о ключевых показателях его деятельности.

Пункт стандарта 1.7. Информированность общественности
Составляющие: Уровень информированности общественности о качестве образования в вузе

В структуре университета есть Управление внешних связей, в функции которого входят связи с общественностью. Это позволяет вести систематическую, последовательную деятельность, направленную, прежде всего, на повышение уровня информированности общества о жизни вуза, о качестве происходящего в нем образовательного процесса. Информационная деятельность КБГУ ведется в соответствие с Миссией, ценностями и приоритетами университета. В университете регулярно проводится мониторинг СМИ. О характере использования медиа-релизов журналистами и о публикациях о КБГУ свидетельствуют информационные дайджесты, поступающие в университет каждые две недели. Дайджесты размещаются на официальном веб-сайте вуза kbsu.ru, по ним готовятся аналитические обзоры для руководства университета. Таким образом, благодаря обратной связи с прессой информационное воздействие КБГУ на общество изучается и имеется возможность предпринимать корректирующие и предупреждающие действия (консультировать журналистов, публиковать поправки, предоставлять опережающую информацию). Информационные дайджесты КБГУ стабильно демонстрируют общее увеличение объема информации об университете во внешней среде. При этом следует отметить, что это не просто формальная «упоминаемость» вуза в СМИ, а полноценные новости, комментарии, корреспонденции. Еще один инструмент связи вуза с общественностью – официальный веб-сайт КБГУ: kbsu.ru. Раздел «Новости» – ведущий информационный раздел сайта КБГУ. Университет стремится к информационному партнерству с другими организациями. Он открыт для прессы и ей всегда оказывается необходимое содействие.

Еще одним фактором совершенствования внутренних гарантий качества образования является вовлеченность студентов университета в деятельность системы обеспечения качества. Представители органов студенческого самоуправления КБГУ являются представителями в Институте уполномоченных по качеству от факультетов/институтов/колледжей, включены как полноправные члены в состав экспертных комиссий по самообследованию университета в ходе подготовки к процедуре комплексной оценки деятельности.

Внешняя экспертиза гарантий качества

Ежегодно университет отсылает «Модуль сбора данных», в который входят статистические данные по различным показателям деятельности университетского комплекса, в том числе по показателям государственной аккредитации, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.2005, а с августа 2008г №522 от 14.07.2008. На основе ежегодного Модуля сбора данных ведется мониторинг выполнения показателей государственной аккредитации.

КБГУ является участником конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2006 года. В 2006г. университет участвовал в проекте по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Апробация и доработка типовой модели системы качества образовательных учреждений для вузов и ссузов», а в 2007 г. – в проекте «Внедрение типовой модели системы качества образовательных учреждений для вузов и ссузов».

С 2006г. университет является постоянным участником Международных форумов «Гарантии качества профессионального образования», в рамках которого проходит научно-практическая конференция «Механизмы гарантий качества профессионального образования». КБГУ представлял опыт разработки системы качества в университете и принимал участие в выставке достижений образовательных учреждений и лучших практик в области гарантий качества профессионального образования. На форуме-2007 представителями Рособрнадзора была дана положительная оценка разработанной в ГОУ ВПО КБГУ системе качества и вручен сертификат участника учебно-методического инновационного проекта «Апробация и внедрение типовой модели системы качества учреждения профессионального образования».

В октябре 2006г. представители УКО участвовали в семинаре «Болонский процесс. Гарантии качества профессионального образования», который проходил в г. Ростове-на-Дону на базе государственного университета путей сообщения. Представленный отчет «Организация системы менеджмента качества в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова: структура и содержание» получил положительную оценку представителей вузов ЮФО.

Отчеты о разработке, апробации и внедрении системы обеспечения качества КБГУ были представлены на обучающем семинаре для вузов Южного федерального округа «Опыт реализации основных положений Болонского процесса в вузах Российской Федерации» (В рамках проекта «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса», выполняемого Национальным фондом подготовки кадров с участием ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», ноябрь 2007 г.) и на конференции для вузов Российской Федерации «Болонский процесс в контексте создания новой модели высшего профессионального образования России» (В рамках проекта «Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе (подготовка Национального доклада)», выполняемого Национальным фондом подготовки кадров с участием ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», 20-21 ноября 2008 г.). Анализ и оценка обоих отчетов свидетельствуют о продуктивном процессе создания СОК в КБГУ и ее соответствии стандартам и директивам ENQA.

В октябре 2007 года прошли внеплановую проверку содержания и качества подготовки 10 образовательных программ ВПО: 030500.65 Юриспруденция, 040100.65 Социальная работа, 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования080100.62. Экономика, 080107.65 Налоги и налогообложение, 080109.65. Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080500.62. Менеджмент, 080507.65. Менеджмент организации, 080801.65. Прикладная информатика в экономике, 100103.65. Социально-культурный сервис туризм (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.10.2007 №2117).

22 и 23 октября 2007 года была проведена проверка соблюдения требований ГОС ВПО в части содержания и качества обучающихся: проведен анализ учебных планов по указанным ООП и проведен контроль знаний и умений обучающихся с использованием информационных технологий. Обучающиеся по каждой ООП тестировались по 5 дисциплинам, дисциплины блоков ЕН и ГСЭ тестировались по технологии Интернет-экзамена, дисциплины блока ОПД и СД по технологии AST – центра.

Согласно «Акту проверки соблюдения требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части содержания и качества подготовки обучающихся в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова» в результате проверки установлено:

  • Содержание подготовки обучающихся по всем представленным к проверке ООП соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
  • Качество подготовки обучающихся по всем представленным к проверке ООП ВПО соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования о чем свидетельствует таблица

Участие КБГУ в Федеральном Интернет-Экзамене в сфере профессионального образования

С декабря 2006 (ФЭПО-4) университет регулярно принимает участие в Федеральном Интернет-Экзамене в сфере профессионального образования. Управлением качеством образования велась подготовка, организация и координация участия КБГУ в Федеральном экзамене профессионального образования (Интернет-экзамен) в каждую учебную сессию.

Управление тесно сотрудничает с Росаккредагентством по вопросам тестирования. Представители КБГУ участвовали во всех семинарах, проводимых по итогам очередных этапов ФЭПО, а так же в X Всероссийской (с международным участием) конференции «Теория и практика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах» и в IV (международной) летней школе-семинаре «Измерение латентных переменных. Интернет-экзамен в сфере профессионального образования», где активно участвовали в дискуссиях и круглых столах о проблемах тестирования и использования результатов ФЭПО в системе обеспечения качества образования. Особый интерес участников вызвал опыт КБГУ об использовании результатов Интернет-экзамена в контексте балльно-рейтинговой системы КБГУ.

На базе университета в октябре 2008г. проводилась апробация тестовых материалов по 6 дисциплинам цикла ОПД инженерно-технического и педагогического профилей. Ведущие преподаватели профильных кафедр университета привлекались к разработке и экспертизе банков аттестационных педагогических материалов для использования в Интернет-Экзамене. За активное участие в реализации данного проекта от Росаккредагентства получено благодарственное письмо.

В соответствии с распоряжением № 1192-05 от 17.07.2006 года Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в целях обеспечения контроля качества образования с 2006 года университет принимает массовое участие в Федеральном Интернет-тестировании студентов по оценке уровня базовых знаний обучающихся очной формы обучения. За период с 2006 по 2008 годы количество студентов, участвующих в Интернет-Экзамене увеличилось с 4482 до 27181 человек (увеличение контингента тестируемых в 6 раз), а в ФЭПО-8 был задействован 100%-ый контингент очной формы обучения. Всего за все 5 этапов участия КБГУ в ФЭПО в тестировании приняло участие 64674 студента.

В декабре 2008 года университет принимал участие в очередном этапе Интернет-экзамена (ФЭПО – 8) и использует его результаты в процедуре самообследования.

На основе оценки выполнения государственного образовательного стандарта Федеральная служба по надзору в образовании может сделать вывод о качестве реализации той или иной образовательной программы в КБГУ. Сводные результаты по ФЭПО-4 – ФЭПО-8 представлены на основе

Полученные результаты используются для выставления экзаменационных оценок, а также для оценки освоения студентами факультетов базовых дидактических единиц ГОС ВПО и СПО и последующей коррекции учебного процесса. Результаты ФЭПО анализируются и докладываются на Ученом совете один раз в семестр.

Динамика количества студентов, принимавших участие в ФЭПО

oiqe10

По данным этой таблицы и рисунка 5 можно сделать следующие выводы. Прирост контингента тестируемых от этапа к этапу изменялся существенно и составил +3,8%, 7,5%, +39%, +99% по программам ВПО, и +20,5%, -31,2%, +199% по программам СПО. Снижение количества тестируемых по программам СПО в ФЭПО-6 (зима 2007-2008гг.) объясняется тем, что большое количество дисциплин предлагаемых к тестированию изучается в 8 семестре, и либо студенты их еще не изучали, либо они закончили обучение. В целом по КБГУ количество тестируемых в ФЭПО-8 более чем в 6 раз превышает этот показатель в ФЭПО-4.

oiqe11

Динамика количества студентов, принимавших участие в ФЭПО


Динамика дисциплин, выбранных в рамках ФЭПО

ФЭПО-4ФЭПО-5ФЭПО-6ФЭПО-7ФЭПО-8
ВПО1834194960
СПО10101017
ВСЕГО1844295977
oiqe12

Динамика дисциплин, выбранных в рамках ФЭПО

Анализ таблицы свидетельствует о том, что в каждом этапе ФЭПО университет выставлял на тестирование более 90% предлагаемых дисциплин по программам ВПО и 100% охватывал дисциплины для программ СПО. Снижение количества дисциплин по программам ВПО в ФЭПО-6 объясняется тем, что в этом этапе не принимали участие студенты педагогического, юридического и экономического факультетов и социально-гуманитарного института, т.к. они подвергались внеплановой проверке в октябре 2007г.

Качество освоения дисциплин (%студентов освоивших ВСЕ ДЕ)

ФЭПО-4ФЭПО-5ФЭПО-6ФЭПО-7ФЭПО-8
ВПО
ГСЭ59,4%51,7%53,66%61,6%78,6%
ЕН60,4%51,3%55,2%58,6%70,2%
ОПД51,5%59,4%67,3%
СПО
ГСЭ66%51,46%57,5%66,3%
ЕН66,5%81,2%76,5%77,75%
ОПД64,5%
ВСЕГО
ГСЭ59,4%58,85%52,56%59,55%72,45%
ЕН60,4%58,9%68,2%67,55%73,85%
ОПД51,5%59,4%65,9%

Используя информационно-аналитические карты, был сделан анализ качественных показателей освоения студентами дисциплин по блокам ГОС.

Используя информационно-аналитические карты, был сделан анализ качественных показателей освоения студентами дисциплин по блокам ГОС.

Как видно из этих данных, студенты, обучающиеся по программам ВПО в первых 3 этапах Интернет-экзамена, показали освоение дисциплин блоков ГСЭ и ЕН на уровне пороговых значений, а в двух последних (ФЭПО-7 и 8) результаты значительно улучшились, т.к. была проделана подготовительная работа, как со студентами, так и с преподавателями (репетиционные тестирования, проработка методических рекомендаций и демо-версий, корректировка рабочих программ и внутривузовских контрольно-измерительных материалов). Дисциплины цикла ОПД не выбирались в первом и третьем этапах участия КБГУ в ФЭПО, т.к. в ФЭПО-4 они еще не были разработаны, а в ФЭПО-6 была поставлена задача максимального охвата блоков ГСЭ и ЕН, а так же не принимали участие те ООП, которые подверглись процедуре внеплановой проверки. Особенно высокие результаты во всех этапах Интернет-экзамена обучающиеся по программам ВПО показали по таким дисциплинам как английский язык, Отечественная история, философия, концепции современного естествознания, математика (математика и информатика), биология, химия, экология, а так же по многим дисциплинам блока ОПД.

Обучающиеся по программам СПО показали стабильно высокие результаты по циклам ГСЭ и ЕН во всех этапах ФЭПО, но наибольшие трудности вызвали такие дисциплины как русский язык и культура речи, экономика, а так же математика для образовательных программ медицинского колледжа. В последнем этапе студенты были протестированы и по блоку ОПД, результаты показали достаточно высокие по всем дисциплинам.

oiqe13

Качество освоения дисциплин (%студентов освоивших ВСЕ ДЕ)

Изучение и обобщение анализа данных, представленных в Информационно-аналитических картах результатов педагогических измерений, полученных из Федерального государственного учреждения «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» по итогам этапов Интернет-тестирования, позволило методическим советам факультетов и кафедр университета сделать вывод, что по многим дисциплинам на общем фоне вузов, участвовавших в Интернет-Экзамене, показатели освоения ГОС студентами КБГУ не являются критическими, а во многом объясняются тем, что качество используемых измерительных материалов находится еще не на достаточно высоком уровне, составители тестов не совсем корректно представили некоторые дидактические единицы, что и отмечалось в аналитических записках ППС университета, многие из которых были доведены до сведения Росаккредагентства.

oiqe14

Соответствие результатов требованиям ГОС

 ФЭПО-4ФЭПО-5ФЭПО-6ФЭПО-7ФЭПО-8
ВПО59,9%51,5%54,43%59,8%72%
СПО66,25%66,33%67%69,5%
ВСЕГО59,9%56,43%60,38%63,4%70,75%

 
Эти цифровые показатели позволяют сделать вывод о том, что за все этапы участия университета в ФЭПО в целом по вузу результаты освоения программного материала соответствуют требованиям ГОС
oiqe15
Соответствие освоения программного материала требованиям ГОС