Кавказология. 2018. №1_Боров А.Х.

Дата создания: 10.04.2018
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Боров А.Х. Устойчивое развитие и демократия: концептуальный анализ   // Электронный журнал — Кавказология. – 2018. – №1. – С. 245-270.    DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2018-1-245-270

Кавказология. 2018. №1_Боров А.Х.

УДК 316.4(470.6)/323

DOI: 10.31143/2542-212X-2018-1-245-270

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ДЕМОКРАТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

А.Х. БОРОВ

ФГБНУ «Федеральный научный центр

«Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»

Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: aslan-borov@mail.ru

Аннотация. Среди российских исследований устойчивого развития крайне мало работ, посвященных его политическому измерению и практически отсутствуют работы, в которых соответствующие вопросы рассматривались бы на региональном уровне. Цель настоящей статьи – обоснование необходимости специального исследования политической формы и алгоритмов политического действия, наиболее адекватных для институционализации устойчивого регионального развития. Метод решения исследовательских задач заключается в соотнесении категорий политики с системным представлением социо-эколого-экономической устойчивости, с деятельностной интерпретацией и когнитивным анализом проблем устойчивого развития. С точки зрения системного подхода устойчивое развитие является функцией общества как сознательного субъекта, обладающего способностью контролировать и регулировать свои отношения со средой. Переход к нему опосредован политической сферой, поскольку затрагивает все общество, требует глубокой перестройки принципов его жизнедеятельности. Особенностью политики устойчивого развития является ее зависимость от когнитивного аспекта – способов получения и использования знания, необходимого для эффективного политического действия. Многообразие и сложность связанных с ним факторов делает необходимым мобилизовать знания всех членов общества. Наиболее адекватные для этих целей механизмы сформированы в самоуправляющихся демократических обществах. Но политика устойчивого развития повышает значимость «делиберативной демократии», для которой центральным моментом демократической практики является не акт голосования, а предваряющее его общественное обсуждение, дискуссии и согласование наиболее эффективных решений проблем устойчивого развития. Применительно к России и ее регионам рассмотренный круг вопросов подводит к выводу, что серьезная постановка задач перехода к устойчивому развитию должна сопровождаться столь же серьезной постановкой задач демократизации и в центре и на местах.

Ключевые слова: Россия; устойчивое развитие; системный подход; когнитивный анализ; политика; открытая публичная сфера; электоральная демократия; делиберативная демократия.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND DEMOCRACY: CONCEPTUAL ANALYSIS

A.H. BOROV

FSBSE «Federal Scientific Center

‘Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»,

Center of socio-political researches

360000, KBR, Nalchik, Pushkin street, 18

E-mail: aslan-borov@mail.ru

Abstract. Very limited number of research works on sustainable development in Russia deals with its political dimension, and still fewer number of works interprets respective issues on regional level. This paper attempts to substantiate the necessity of purposeful analysis of political form and modes of political action most relevant for institutionalization of sustainable regional development. The methodology of research is based on relating of the concepts of political theory to systemic representation of socio-ecology-economic sustainability as well to agency-centered interpretation and cognitive analysis of the problems of sustainable development. In the systems approach perspective sustainable development represents a function of society as a conscious subject, which is able to control and regulate its relations with environment. The political realm mediates transition to sustainable development, because it affects society as a whole and implies deep restructuring of its guiding principles. Specific feature of sustainable development policies is its dependence on cognitive aspects – modes of acquisition and effectuating the knowledge relevant for successful political action. Multiplicity and complexity of variables involved makes it necessary to mobilize the knowledge of all the members of respective society. The most adequate to this end mechanisms, were developed within self-governing democratic societies. But sustainable development politics highlights the significance of deliberative democracy, which lays emphasis on the centrality for democratic practices not of the single act of voting but of the preceding it public deliberation, discussions and agreement on the most effective solutions for the problems of sustainable development. As to the modern Russia and its regions, all of this leads to conclusion that to put seriously the tasks of transition to sustainable development means as well to put seriously the tasks of transition to effective democracy both on federal and regional levels.

Key words: Russia; sustainable development; systems approach; cognitive analysis; politics; open public realm; electoral democracy; deliberative democracy.