Кавказология. 2017. №4_Горяев М.С., Лиджиев А.Б.

Дата создания: 29.12.2017
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Горяев М.С., Лиджиев А.Б. Историография деятельности Русской Православной Церкви среди инородцев (на примере калмыков) // Электронный журнал — Кавказология. – 2017. – №4. – С. 38-48.   DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2017-4-38-48

Кавказология. 2017. №4_Горяев М.С., Лиджиев А.Б.

УДК 271.2-9(470.47)

DOI: 10.31143/2542-212X-2017-4-38-48

ИСТОРИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СРЕДИ ИНОРОДЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКОВ)*

М.С. ГОРЯЕВ

А.Б. ЛИДЖИЕВ

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»

35800, РК, г. Элиста, ул. Пушкина, 11

Email: mergengoryaev@mail.ru, juwali@mail.ru

Аннотация. Формирование России как полиэтнической империи требовало от власти политики, которая бы обеспечила интеграцию входящих в нее народов, господство центростремительных тенденций, прочность ее государственного единства. В качестве одного из важных средств достижения успеха такой политики власть рассматривала обращение в православие нехристианских народов, в том числе и калмыков. Исторический опыт миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди нехристианских народов до сих пор еще не получил своего исчерпывающего всестороннего исследования и ее изучение уже само по себе представляет актуальную задачу исторической науки. Вопросами, связанными с историей расселения калмыков по территории России, политикой государства в отношении них, процессом их христианизации занимались, начиная с XVIII в. и особенно в XIX в., многие российские ученые, деятели Православной церкви, а также представители чиновничества. При общности мировоззренческих позиций в подходе к данным вопросам их видение проблем и оценки порой могли различаться, что в немалой степени определялось спецификой их деятельности, конкретными целями, которые преследовали представители каждой из этих групп. Различно и время обращения их к указанным вопросам, что отражает разновременность возникновения достаточно тесных и постоянных контактов с калмыками.

Ключевые слова: Российское государство; Калмыцкая степь; Русская Православная церковь; миссионерство; христианизация; историография.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева П.Э. Библиографический указатель работ по истории ойратов и калмыков с древнейших времен до 1917 года. – Элиста: Джангар, 2004. – 432 с.

2. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутовского, и поступков их ханов и владельцев. Сочинение 1761 года. – Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1995. – 153 с.

3. Белоусов С.С. Православные приходы в Калмыкии в ХIХ – начале XX вв. (1806-1917 гг.). – Элиста: АПП «Джангар», 2003. – 160 с.

4. Бентковский И.В. Материалы по истории колонизации Северного Кавказа. Моздокские так называемые крещеные калмыки // Ставропольских губернских ведомостей. – 1880. – № 35. – С. 1-2; – № 38. – С. 1-2; – № 42. – С. 1-2.

5. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV в. до настоящего времени. – Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1991. – 128 с.

6. Бобровников A.A. Очерк религиозного состояния калмыков // Православный собеседник. – 1865. – Т. 17. – № 5. – С. 334-352; – № 8. – С. 401-510.

7. Бюлер Ф.А. Кочующие и оседло-живущие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт // Отечественные записки. – 1846. – Т. 47. – № 7. – С. 1-28. – № 8. – С. 59-125; – Т. 48. – № 10. – С. 58-94; – Т. 49. – № 11. – С. 1-44.

8. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. – Спб.: При Имп. Акад. наук, 1799. – Ч. 4. – 385 с.

9. Гурий (Степанов). Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. – Казань: Центральная типография, 1915. – Т. 1. – Ч. 1. – 254 с.; – Ч. 2. – 700 с.

10. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII – начало XX вв.). – Элиста: АПП «Джангар», 1995. – 126 с.

11. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1980. – 180 с.

12. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории. – 1968. – № 3. – С. 125-138.

13. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии / Сост. проф. А. Позднеев. – СПб.: Берман и Рабинович, 1889. – 98 с.

14. Килганов В.У. Становление школьного образования в Калмыкии. – Элиста: Калмиздат, 1968. – 67 с.

15. Костенков К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии. – СПб.: Тип. Н. Нусвальта, 1870. – 170 с.

16. Костенков К.И. О распространении христианства у калмыков // Астраханские епархиальные ведомости. – 1892. – №13.

17. Лепехин И.И. Записки путешествия академика Лепехина // Полное собрание ученых путешествий по России. – СПб.: При Имп. Акад. наук, 1821. – Т. 3. – С. 119-365.

18. Мефодий (Львовский Н.). Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии и калмыцкие хурулы. – Ставрополь: типо-лит. Т.М. Тимофеева, 1898. – 172 с.

19. Небольсин Н. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. – СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. – 192 с.

20. Нефедьев Н.А. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. – СПб.: Тип. Карла Крайя, 1834. – 286 с.

21. Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII – начало XX в. – М.: Восточная литература, 2006. – 207 с.

22. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. – СПб.: При Имп. Акад. наук, 1809. – Ч. 2. – 657 с.

23. Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть Обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым. – СПб.: При Имп. АН, 1762. – Ч. 1. – 331 с.

24. Смирнов П.А. О походно-улусных церквах для калмыков, кочующих в Астраханском крае // Астраханские епархиальные ведомости. – 1878. – № 25. – С. 378-382; – № 26. – С. 391-394; – № 28. – С. 425; – № 29. – С. 439-443; – № 31. – С. 467-474; – № 32. – С. 484-490; – № 33. – С. 497-502.

25. Страхов Н.И. Нынешнее состояние калмыцкаго народа, с присовокуплением Калмыцких законов и судопроизводства, десяти правил их Веры, молитвы, нравоучительной повести, сказки, пословиц и песни Савардин. – СПб: Типография Шнора, 1810. – 97 с.

26. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Собрание сочинений. T. VIII. Работы разных лет. – М.: Ладомир, 1996. – С. 51-132.

27. Шестаков П.Д. Некоторые сведения о распространении христианства среди калмыков // Журнал Министерства народного просвещения. – 1869. – Ч. 145. – № 10.

28. Юштин Ф.М. Обзор мероприятий к распространению христианства между калмыками // Астраханские епархиальные ведомости. – 1883. – № 21-24.

HISTORIOGRAPHY OF ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AMONG ALLOGENEOUS PEOPLES (BY THE CASE OF KALMYKS)

M.S. GORYAEV

A.B. LIDZHIYEV

FSBEI HE «The Kalmyk state university of B.B. Gorodovikov»

35800, KR, Elista, Pushkin St., 11

E-mail: mergengoryaev@mail.ru, juwali@mail.ru

Abstract. The formation of Russia as multiethnic empire demanded from the power of policy which would provide the integration of its member Nations, the dominance of centripetal tendencies, the strength of its state unity. As one of the most important means to the success of such policy the government considered   the conversion to Christianity of non-Christian peoples, including the Kalmyks.  The historical experience of missionary activity of Russian Orthodox Church among the non-Christian people still hasn’t received the exhaustive comprehensive research yet and its studying already in itself is a relevant problem of historical science. Beginning 18th century and especially in the 19th century many Russian scientists, figures of Orthodox church and also representatives of officials were engaged in the questions connected with history of resettlement of Kalmyks across the territory of Russia, policy of the state in regard for them, the process of their Christianization. At community of world outlooks in approach to these issues   their vision of problems and assessment could differ. It was defined by specifics of their activity, specific goals which were pursued by representatives of each of these groups. It is variously time of their appeal to the specified questions that reflects different times of the emergence of close and regular contacts with Kalmyks.

Key words: The Russian State; Kalmyk steppe; the Russian Orthodox Church; missionary work; Christianization; historiography.

REFERENCES

1. Alekseeva P.E. Bibliograficheskii ukazatel’ rabot po istorii oiratov i kalmykov s drevneishikh vremen do 1917 goda. – Elista: Dzhangar, 2004. – 432 s.

2. Bakunin V.M. Opisanie kalmytskikh narodov, a osoblivo iz nikh torgoutovskogo, i postupkov ikh khanov i vladel’tsev. Sochinenie 1761 goda. – Elista: Kalmytskoe knizhnoe izd-vo, 1995. – 153 s.

3. Belousov S.S. Pravoslavnye prikhody v Kalmykii v KhIKh – nachale XX vv. (1806-1917 gg.). – Elista: APP «Dzhangar», 2003. – 160 s.

4. Bentkovskii I.V. Materialy po istorii kolonizatsii Severnogo Kavkaza. Mozdokskie tak nazyvaemye kreshchenye kalmyki // Stavropol’skikh gubernskikh vedomostei. – 1880. – № 35. – S. 1-2; – № 38. – S. 1-2; – № 42. – S. 1-2.

5. Bichurin N.Ya. Istoricheskoe obozrenie oiratov ili kalmykov s XV v. do nastoyashchego vremeni. – Elista: Kalmytskoe knizhnoe izd-vo, 1991. – 128 s.

6. Bobrovnikov A.A. Ocherk religioznogo sostoyaniya kalmykov // Pravoslavnyi sobesednik. – 1865. – T. 17. – № 5. – S. 334-352; – № 8. – S. 401-510.

7. Byuler F.A. Kochuyushchie i osedlo-zhivushchie v Astrakhanskoi gubernii inorodtsy. Ikh istoriya i nastoyashchii byt // Otechestvennye zapiski. – 1846. – T. 47. – № 7. – S. 1-28. – № 8. – S. 59-125; – T. 48. – № 10. – S. 58-94; – T. 49. – № 11. – S. 1-44.

8. Georgi I.G. Opisanie vsekh obitayushchikh v Rossiiskom gosudarstve narodov: ikh zhiteiskikh obryadov, obyknovenii, odezhd, zhilishch, uprazhnenii, zabav, veroispovedanii i drugikh dostopamyatnostei. – Spb.: Pri Imp. Akad. nauk, 1799. – Ch. 4. – 385 s.

9. Gurii (Stepanov). Ocherki po istorii rasprostraneniya khristianstva sredi mongol’skikh plemen. – Kazan’: Tsentral’naya tipografiya, 1915. – T. 1. – Ch. 1. – 254 s.; – Ch. 2. – 700 s.

10. Dordzhieva G.Sh. Buddizm i khristianstvo v Kalmykii. Opyt analiza religioznoi politiki pravitel’stva Rossiiskoi imperii (seredina XVII – nachalo XX vv.). – Elista: APP «Dzhangar», 1995. – 126 s.

11. Dubrova Ya.P. Byt kalmykov Stavropol’skoi gubernii. – Elista: Kalmytskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1980. – 180 s.

12. Efremova V.F. Iz istorii prosveshcheniya dorevolyutsionnoi Kalmykii // Vestnik Kalmytskogo nauchno-issledovatel’skogo instituta yazyka, literatury i istorii. – 1968. – № 3. – S. 125-138.

13. Zapiska o preobrazovanii uchebnoi chasti u kalmykov Astrakhanskoi gubernii / Sost. prof. A. Pozdneev. – SPb.: Berman i Rabinovich, 1889. – 98 s.

14. Kilganov V.U. Stanovlenie shkol’nogo obrazovaniya v Kalmykii. – Elista: Kalmizdat, 1968. – 67 s.

15. Kostenkov K.I. Istoricheskie i statisticheskie svedeniya o kalmykakh, kochuyushchikh v Astrakhanskoi gubernii. – SPb.: Tip. N. Nusval’ta, 1870. – 170 s.

16. Kostenkov K.I. O rasprostranenii khristianstva u kalmykov // Astrakhanskie eparkhial’nye vedomosti. – 1892. – №13.

17. Lepekhin I.I. Zapiski puteshestviya akademika Lepekhina // Polnoe sobranie uchenykh puteshestvii po Rossii. – SPb.: Pri Imp. Akad. nauk, 1821. – T. 3. – S. 119-365.

18. Mefodii (L’vovskii N.). Kalmyki Bol’shederbetovskogo ulusa Stavropol’skoi gubernii i kalmytskie khuruly. – Stavropol’: tipo-lit. T.M. Timofeeva, 1898. – 172 s.

19. Nebol’sin N. Ocherki byta kalmykov Khoshoutovskogo ulusa. – SPb.: Tip. Karla Kraiya, 1852. – 192 s.

20. Nefed’ev N.A. Podrobnye svedeniya o volzhskikh kalmykakh, sobrannye na meste N. Nefed’evym. – SPb.: Tip. Karla Kraiya, 1834. – 286 s.

21. Orlova K.V. Istoriya khristianizatsii kalmykov: seredina XVII – nachalo XX v. – M.: Vostochnaya literatura, 2006. – 207 s.

22. Pallas P.S. Puteshestvie po raznym provintsiyam Rossiiskoi imperii. – SPb.: Pri Imp. Akad. nauk, 1809. – Ch. 2. – 657 s.

23. Rychkov P.I. Topografiya Orenburgskaya, to est’ Obstoyatel’noe opisanie Orenburgskoi gubernii, sochinennoe kollezhskim sovetnikom i Imperatorskoi Akademii nauk korrespondentom Petrom Rychkovym. – SPb.: Pri Imp. AN, 1762. – Ch. 1. – 331 s.

24. Smirnov P.A. O pokhodno-ulusnykh tserkvakh dlya kalmykov, kochuyushchikh v Astrakhanskom krae // Astrakhanskie eparkhial’nye vedomosti. – 1878. – № 25. – S. 378-382; – № 26. – S. 391-394; – № 28. – S. 425; – № 29. – S. 439-443; – № 31. – S. 467-474; – № 32. – S. 484-490; – № 33. – S. 497-502.

25. Strakhov N.I. Nyneshnee sostoyanie kalmytskago naroda, s prisovokupleniem Kalmytskikh zakonov i sudoproizvodstva, desyati pravil ikh Very, molitvy, nravouchitel’noi povesti, skazki, poslovits i pesni Savardin. – SPb: Tipografiya Shnora, 1810. – 97 s.

26. Tatishchev V.N. Razgovor dvukh priyatelei o pol’ze nauki i uchilishchakh // Sobranie sochinenii. T. VIII. Raboty raznykh let. – M.: Ladomir, 1996. – S. 51-132.

27. Shestakov P.D. Nekotorye svedeniya o rasprostranenii khristianstva sredi kalmykov // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. – 1869. – Ch. 145. – № 10.

28. Yushtin F.M. Obzor meropriyatii k rasprostraneniyu khristianstva mezhdu kalmykami // Astrakhanskie eparkhial’nye vedomosti. – 1883. – № 21-24.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 17-01-00327 «Русская православная церковь: миссионерская деятельность и культура калмыков».